По закону, уничтожать можно только ту еду, которая не дошла до магазинов и общепита. Контрабанду нужно провести успеть довести до них.
Тема уничтожения санкционных продуктов сильно взволновала омичей. После того, как на прошлой неделе в различных регионах страны раскатали бульдозерами и сожгли десятки тысяч тонн «еды», многие ждут такого «шоу» и в омского Россельхознадзора. А пока обозреватель РИА «Омск-Информ» поговорил с экспертами, правомерны ли действия властей и можно ли спасти тонны «проскользнувших» на территорию региона продуктов.
- Уничтожать продукты питания, когда в мире от голода в день умирают тысячи человек – грех, - считает юрист Сергей Богомолов. – У нас жесткие законы по этому поводу – уничтожаться должны даже просроченные продукты. В той же Европе, США существуют магазины, где разрешена торговля продуктами с истекшим сроком годности – не испорченными, а с просрочкой. Владельцы делают экспертизу и продляют сроки годности. Естественно, там все дешевле и эти магазины процветают. Почему бы нам не пойти по этому пути? Ведь вопрос только в качественной экспертизе.
Что касается юридической оценки происходящего, то по мнению эксперта, подписанный президентом закон необходимо исполнять, но в то же время любой закон – это творчество группы людей, которые создают его во благо своей стране. Поэтому, здравый смысл должен возобладать, поскольку, по данным опросов, более 80 процентов населения России так или иначе не приемлют уничтожения «еды».
Еще один юрист Андрей Васильев обращает внимание на важный правовой аспект: санкционные товары «как бы запрещены» к ввозу, но торговать ими «как бы можно».
– Прецедент на эту тему имел место в Санкт-Петербурге, когда торговую сеть «Магнит» оштрафовали за торговлю греческим сыром. Представители «Магнита» доказали в арбитражном суде, что правительство РФ предусмотрело ограничение на ввоз определенной продукции, а не ее реализацию, – отмечает юрист. – То есть, как таковой, состав правонарушения отсутствует. В случае, если решение суда не будет оспорено, закон будут в срочном порядке корректировать – иначе с точки зрения здравого смысла он сам по себе является стимулом для бутлегеров. То есть, задача только в том, чтобы успеть сдать в магазин или общепит – а дальше все шито-крыто.
А вот омский предприниматель Александр Кузнецов считает, что уничтожение санкционных оправданно.
- Однозначно, жесткие меры по пресечению контрабанды необходимы. Даже вплоть уничтожения санкционных продуктов, - говорит бизнесмен. – А то, что мы можем остаться без сыров с плесенью или других деликатесов – полный бред. Европейские компании, имеющие свой интерес в России, просто-напросто будут переносить свое производство в нашу страну. По этому пути, кстати, уже пошла финская компания «Валио», открывают свои производства мяса и курятины известные фаст-фуды.
С другой стороны, полностью истребить контрабанду никогда не удастся, считает эксперт.
- Помните, в 2002 году было принято решение о полном запрете вылова осетровых в промышленных масштабах, а с 2007 года запрещена продажа и российской черной икры? – напоминает Кузнецов. – Да, сначала ее изымали и уничтожали, но вскоре, у кого были деньги, всегда могли ее купить в обыкновенном легальном магазине. Все дело в документах. Точнее, в более качественное подготовке документов. Ведь в той же Белоруссии достаточно навесить на сарай табличку с надписью ООО «Рокфор» и шлепать его на поставляемый французами продукт хоть из провинции Руэрг. Или у нас такие искушенные таможенники, что его от «Российского», не говоря уже о камамбере, отличают?
Ну и напоследок приведем слова ресторатора Ирины Петровой, которая отметила, что в ее заведениях и сейчас есть «досанкционные» сыры, колбасы и прочее. «Нам их привозят проверенные российские поставщики. А что указано на маркировке – нас не особо интересует», - заявила бизнесвумен.
Так что все это «шоу» с уничтожением санкционных товаров иметь весьма сомнительный эффект. У населения оно вызывает отторжение, а искушенные в противодействии властей предприниматели обязательно найдут какие-нибудь хитрые ходы и обязательно обойдут закон.
Андрей Зубов