СибГУФК – место, где учатся не только будущие преподаватели физкультуры, тренеры, но и именитые спортсмены. Сегодня среди студентов более 80 членов российских сборных по различным видам спорта, а также серебряный призер Олимпийских игр в Сочи Александр Бессмертных. Недавние выпускники – двукратный олимпийский чемпион Алексей Тищенко, серебряный призер Олимпийских игр Ирина Чащина.
За завтраком мы беседуем с проректором по спортивной и внеучебной работе СибГУФКа, кандидатом педагогических наук Олегом Шалаевым: о настоящем и будущем единственного на территории Сибири физкультурного вуза, а заодно выясняем, почему в России так туго со спортивными тренерами.
– Олег Степанович, вы выпускник СибГУФКа, на кого учились?
– В ОГИФК (так тогда назывался наш вуз) я поступил ровно 30 лет назад, в 1985 году. В то время все специализации по видам спорта – плавание, легкая атлетика, волейбол, баскетбол и прочие – были равномерно распределены по двум факультетам – тренерскому и педагогическому. Независимо от выбора факультета на выходе в дипломах выпускников значилось: «преподаватель физической культуры».
Диплом давал возможность работать в сфере физической культуры и спорта, начиная от школьного учителя и заканчивая тренером в профессиональной команде или сборной. Игровые виды спорта были на педагогическом факультете, куда я и поступил.
Начиная с 9-го класса средней школы тренировался в команде, которая участвовала в чемпионате страны по гандболу. Для меня поступление в ОГИФК было продолжением активных тренировок, которые я совмещал с учебой в школе. Задачей было добиться как можно большего в гандболе.
В 1986-м наше поколение попало под очередной эксперимент. Нам давали возможность поступить в вуз и отучиться год, а потом – в армию. Так что после первого курса пошел служить. Вернувшись из армии, еще два года учился и тренировался. А потом тяжело заболел тренер нашей команды Виталий Владимирович Никонов, он же был моим преподавателем в ОГИФК. Так получилось, что по окончании 3-го курса пришлось приступить к преподавательской деятельности на кафедре спортивных игр. Так что доучивался заочно.
Еще через год параллельно начал заниматься гандбольной командой «СКИФ», в которой проработал главным тренером 23 года.
– Получается, что 25 лет вы на преподавательской работе и 23 года были главным тренером. Чем отличается работа вузовского преподавателя от тренерской?
– Для меня и в команде, и в вузе всегда был и остается важен педагогический процесс. За свои 20 с лишним лет работы тренером могу сказать, что у меня не было игроков, которые полностью соответствовали бы тому, какими я их хотел видеть. Но всегда четко представлял, что классных игроков можно создать из единиц, важно, чтобы ребята после ухода из гандбола в жизнь прежде всего были людьми в лучшем понимании этого слова.
Для меня не существовало границы между работой преподавателя и тренера. Тем более что игроки команды по большей части являлись моими же студентами.
Что такое хороший педагог – сегодня, пожалуй, никто вам не ответит. А хороший тренер тот, кто со своими подопечными добился больших и красивых побед.
– Окунувшись в вузовскую среду в качестве преподавателя, появлялось желание что-то изменить, и что изменилось за последние годы?
– В любом процессе хочется что-то усовершенствовать, сделать лучше. Стоит сказать, что наш вуз очень специфический. Всего в России специализированных физкультурных высших учебных заведений 14. За Уралом, в восточной части страны, всего 2 таких вуза – в Омске и в Хабаровске.
Система образования развивалась таким образом, что нишу, которую занимали физкультурные вузы, теперь приходится делить с педагогическими, где на кафедрах физвоспитания также готовят преподавателей нашего профиля.
Однако наш потенциал, материально-техническая база, высококвалифицированные кадры позволяют готовить этих специалистов качественнее, с использованием наиболее современных передовых технологий, основываясь на научных и новых методических разработках.
Конечно, отличительной особенностью 14 подведомственных Минспорту вузов должна стать возможность подготовки именно тренеров.
И об этом нам сегодня говорит учредитель – Минспорт, ведь результатом всех многолетних изменений в нашей сфере стала катастрофическая нехватка тренеров по видам спорта.
– Почему при наличии такого количества специализированных вузов в России с тренерами все так плохо и в спорте высоких достижений специалистов приглашают за бешеные деньги из-за рубежа?
– Если в общих чертах, сегодня спорт – это уже совсем иные технологии. Если раньше, условно говоря, человек, который ехал на велосипеде каждый день на 10 километров больше и на 5 секунд быстрее, как правило, на соревнованиях побеждал того, кто меньше тренировался, то сегодня возможности человеческого организма в плане увеличения объемов физической нагрузки практически уже исчерпаны. И на этапе 80–90-х годов мы потеряли то направление, которое необходимо было совершенствовать, чтобы быть законодателями моды в плане подготовки спортсменов.
Произошла переориентация тренировочной деятельности с объемов на качество тренировочной нагрузки. Здесь мы много потеряли. Но спорт – это очень специфическая сфера, и она отставания не прощает.
Человек, который хочет быть хорошим тренером, должен вариться в котле тренировочной работы. Причем котел этот должен быть замешан сегодня, а не вчера и не позавчера.
Чтобы сегодня стать классным тренером, мало просто читать книги и находиться внутри тренировочного процесса здесь. Нужно видеть, что происходит кругом, стажироваться в сильнейших командах мира и учиться у лучших тренеров.
Сколько студентов имеют возможность стажироваться в сильнейших клубах и командах за рубежом? Единицы. Федерации сегодня через программы, гранты пытаются молодых тренеров направлять за рубеж. Но это очень ограниченное количество.
Есть и субъективные преграды для профессионального совершенствования молодых тренеров. Такой пример. Европейская федерация гандбола проводила в прошлом году семинар для тренеров, не достигших 30-летнего возраста, по современным методикам тренировок. Совершенно бесплатно, но на английском языке. Соответственно, человек, которого туда направляют, должен был владеть английским. В результате выяснилось, что никто из перспективных тренеров языка не знал.
Это только один из штрихов, и если мы хотим что-то иметь, общий уровень образования должен этому соответствовать.
Но есть и другая сторона медали. Посмотрите, что творится с оплатой труда, с условиями работы тренеров, которые работают в начальном звене, с детьми!
А ведь сегодня спорт – это недешевое удовольствие. Тренеру, чтобы реализовать свои идеи, нужны нормальные условия для тренировок. Необходимы средства, чтобы выезжать на сборы, покупать качественный инвентарь. Хоть в последние годы у нас и произошел, не побоюсь этого слова, прорыв, он, к сожалению, не коснулся начального звена тренерской работы. Здесь самая большая беда.
Сдвиги, безусловно, есть. Сейчас Минспорт кардинально меняет подход к подготовке спортивного резерва. Структурно начиная с 2016 года все организации, ведущие спортивную подготовку, будут работать в системе Минспорта.
– Каковы уровень технической оснащенности, общее состояние материальной базы СибГУФКа?
– В отличие от многих из других 13 физкультурных вузов СибГУФК обладает достаточной материально-технической базой. Нам не нужно нигде ничего арендовать. У нас есть три бассейна, легкоатлетический манеж с 200-метровой круговой дорожкой. Есть более 30 специализированных залов для различных видов спорта, прекрасная лыжная база, которую недавно оборудовали и для горнолыжных дисциплин.
Так что количество сооружений и их специализация позволяют нам быть самодостаточными. Хотя многие из этих сооружений, построенные 40–60 лет назад, необходимо привести в более современный вид, по возможности построить новые. Хотелось бы иметь свой каток.
Здесь мы на месте не стоим. Модернизировали комплекс «Альбатрос», лыжную базу, построили новый теннисный зал.
Надо понимать, что реконструкция спортивных сооружений – это не ремонт в аудиториях. Речь идет о сотнях миллионов рублей.
Год назад в нашем вузе побывал министр спорта России Виталий Мутко, который говорил о том, что существенная часть средств была потрачена на объекты европейской части страны и только теперь приходит черед физкультурных вузов Урала, Сибири, Дальнего Востока. В Федеральной целевой программе развития физической культуры и спорта на 2016 – 2020 годы наш вуз представлен тремя объектами, и будут вложены серьезные средства в развитие инфраструктуры СибГУФКа.
Речь идет именно о спортсооружениях. Что касается учебных корпусов, помещений, то с ними все в порядке. Есть аудитории, оборудованные по последнему слову компьютерной техники.
– Как СибГУФК выглядит на фоне других физкультурных вузов?
– Обратимся к цифрам и фактам. 14 российских вузов физической культуры прямо или косвенно конкурируют между собой, и каждый занимает свое место в рейтинге этих учебных заведений. Кроме того, на протяжении последних лет ведется мониторинг деятельности всех учреждений высшего профессионального образования в РФ. Периодически проходит информация, что какие-то вузы признаются неэффективными и закрываются. Без каких-либо проблем мы признаемся эффективным вузом все эти годы.
На протяжении последних трех лет мы исполняем «дорожную карту» повышения эффективности деятельности вузов, которая разработана и утверждена Минспорта России. СибГУФК не имеет проблем с выполнением этой «дорожной карты». Ежегодно проводится конкурс на лучшую организацию физкультурно-массовой работы среди организаций высшего образования страны. Причем это конкурс, проводимый Министерством образования РФ. За четыре последних года СибГУФК дважды побеждал в конкурсах в номинации «Лучшая организация физкультурно-массовой работы среди студентов профильных вузов».
Ежегодно проводятся фестивали вузов физической культуры, где все 14 заведений демонстрируют подготовленность своих студентов к профессиональной деятельности. На последнем таком фестивале, который проходил осенью прошлого года, СибГУФК занял первое место в комплексном зачете.
– Как известно, кадры решают все, какую оценку вы можете дать профессорско-преподавательскому составу СибГУФК?
– Подавляющее большинство профессорско-преподавательского состава являются выпускниками нашего вуза. И я считаю, что это один из основных критериев, который позволяет говорить о том, что преемственность педагогического процесса в вузе обеспечена надежно.
Порядка 200 квалифицированных профессоров, доцентов, преподавателей обеспечивают процесс обучения студентов по самым современным методикам, в том числе и как представители спортивной науки.
Сегодня практически у нас нет преподавателей, которые в той или иной мере не вели бы научно-исследовательскую работу. Это требование предъявляется федеральным законодательством.
В СибГУФКе сложилась ситуация, когда есть большое количество опытных профессоров, которые возглавляют научные школы университета. Они формируют круг молодых ученых, педагогов, готовых развивать проблематику этих научных школ.
В последние годы достаточно активно привлекаем для работы в вузе наших молодых выпускников, многие из которых уже стали опытными преподавателями, лучшие из них заведуют кафедрами.
Нас всегда отличало стремление с совершенствованию. Сегодня наши преподаватели и сотрудники много времени уделяют работе с научно-методическими публикациями, с докладами на различных конференциях, вплоть до международного уровня. Повышают свою квалификацию. В вузе созданы для этого все условия.
Наши кадры – главное наше достояние, которое позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и не сомневаться в том, что мы решим любые задачи, стоящие перед спортивным образованием в стране.
– Спортивная наука – что это такое?
– В структуре нашего вуза работает Научно-исследовательский институт деятельности человека в экстремальных условиях. Эта структура, созданная по инициативе Вадима Константиновича Бальсевича, как раз и нацелена на ведение научной работы по совершенствованию тренировочного процесса в спорте. На стыке есть вопросы спортивной медицины, физиологии, биологические аспекты. В целом исследования направлены на совершенствование подготовки спортивного резерва и системы подготовки спортсменов высокой квалификации.
В последние годы ключевым направлением стало взаимодействие нашего НИИ с федерациями и командами по видам спорта. В частности, научно-методическое обеспечение сборных команд России по биатлону осуществляют в большей степени именно наши ученые, группу которых возглавляет профессор СибГУФКа Николай Степанович Загурский.
Сегодня мы заключаем как в рамках госзадания, так и в рамках грантов федераций договоры на решение определенных научных задач при подготовке спортсменов по разным видам спорта. Причем мы стараемся это делать не только для спортсменов и команд региона, но взаимодействуем со всероссийскими федерациями, на что нас нацеливает министр Виталий Мутко.
Помимо института у нас есть несколько проблемных лабораторий по более узким направлениям.
– Каков уровень оплаты труда?
– Согласно майским указам президента, в «дорожной карте» определен уровень заработной платы, который мы обязаны обеспечить для своих сотрудников. Он базируется на среднем уровне заработной платы в регионе. Постепенно к 2018 году мы должны прийти к коэффициенту 2. Это означает, что при средней зарплате в промышленности Омской области условных 10 рублей наш преподаватель должен получать 20. Сегодня этот коэффициент в СибГУФК приближается к 1,5. То есть можно сказать, что уровень заработной платы наших сотрудников невысокий, но уже приемлемый.
Более того, на селекторном совещании 31 августа, которое проводил Виталий Мутко, прозвучало, что лишь 4 вуза из 14 выполняют этот важный пункт дорожной карты. Среди этих четырех вузов и СибГУФК.
– Помимо средств федерального бюджета вы же что-то зарабатываете сами?
– Без внебюджетных поступлений невозможно элементарно поддерживать жизнедеятельность вуза на должном уровне, к тому же в «дорожной карте» определена цифра, которую мы должны зарабатывать сами.
К 2018 году треть всех наших доходов должна поступать от внебюджетной деятельности.
Но уже сегодня мы сами зарабатываем более 20% годового бюджета.
– Откуда деньги?
– До недавнего времени были значительные поступления от студентов, учившихся на условиях договора. Ситуация изменилась после того, как министерство образования РФ установило минимальную стоимость обучения по каждой образовательной программе, в том числе и по нашим. В результате существенно выросла сумма платного обучения в течение одного позапрошлого учебного года, и для большинства она оказалось неподъемной – порядка 125 тысяч рублей в год.
– Какая-то фантастическая цифра!
– Дело в том, что все направления обучения делятся на несколько групп по затратности. И мы оказались в самом невыгодном положении. Ведь, чтобы подготовить преподавателя истории, достаточно книг и карт. А чтобы подготовить преподавателя физической культуры, нужно содержать бассейны, манеж, лыжную базу так далее.
Естественно, значительное повышение платы за обучение в разы снизило поток студентов-договорников.
– Чем-то это можно компенсировать?
– Разумеется, у нас имеется большой пласт образовательных программ по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников физической культуры и спорта. Факультет дополнительного профессионального образования сегодня работает не только для специалистов в Омской области, но и на весь Сибирский и отчасти Уральский регионы. Кроме того, на наших спортсооружениях оказываются оздоровительные услуги для населения Омска и Омской области.
Также мы предоставляем целый спектр дополнительных образовательных программ, которые не входят в учебные планы, и привлекаем для их освоения студентов и жителей региона, которые никогда не были связаны с физкультурой и спортом, но в настоящее время появилась такая потребность.
– На что тратите?
– Около 70% средств уходит на повышение заработной платы наших сотрудников. Мы считаем это направление приоритетным. Оставшиеся 30% идут на укрепление материально-технической базы. К примеру, в спортивно-оздоровительном комплексе «Альбатрос» три бассейна. Когда мы получили по федеральной целевой программе средства на реконструкцию этого комплекса, то их хватило только на большой 50-метровый крытый бассейн. А открытый 25-метровый и детский бассейны мы отремонтировали за счет собственных средств.
– Учить и учиться в СибГУФК комфортно, а как живется иногородним и сельским студентам в общежитиях?
– Когда я учился, было три студенческих общежития, но в 90-е годы случились существенные изменения в стране, количество приезжих студентов в разы сократилось. С другой стороны, появилось требование к наличию в вузах определенного количества учебных площадей, без выполнения которого мы бы не прошли аккредитацию. Поэтому одно из общежитий переоборудовали в учебный корпус.
Ситуация в дальнейшем изменилась, и сегодня двух общежитий нам катастрофически не хватает. Но условия проживания в общежитиях сегодня можно признать удовлетворительными. А чтобы дальше развиваться, нам, конечно, нужно новое осовремененное общежитие, строительство которого и запланировано в рамках федеральной целевой программы развития физкультуры и спорта в 2016 – 2020 годах.
– Чем живут студенты помимо учебы?
– Студенческая жизнь в СибГУФК невозможна без тренировочного процесса, без целого ряда соревнований, которые проводятся как на кафедрах, так и вузе в целом. Но не спортом единым живут наши студенты. У нас есть целый ряд творческих коллективов, которые объединены в университетском студклубе. Многие из них на слуху. Например, ансамбль спортивного танца «Молодость», которым бессменно на протяжении нескольких десятилетий руководит Ирина Константиновна Леванчукова. Этот ансамбль участвовал в культурной программе Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Сейчас коллектив ездит и по районам нашей области, и по стране, и за рубеж. Недавно девчонки побывали в Италии, привезли диплом одного из престижных фестивалей искусств.
Знаменитая бригада «Винегрет» работает в стиле СТЭМ много лет. Коллектив очень известный и самобытный, его визитной карточкой является сплав юмора, искусства и спорта.
Не так давно появился замечательный ансамбль танца «Адреналин», уже сегодня снискавший популярность, более молодые ансамбли – «Сардана», кавээновская группа «Третий разъезд». Так что творческая жизнь наших студентов достаточно насыщенная.
– Спасибо за беседу.
Беседовала Ольга Ложникова,
фото Татьяны Шакировой