Выпускник Омской автодорожной академии (СибАДИ) рассказал, почему, даже имея работу в США, предпочитает одеваться со свалки и подбирать просроченные продукты питания у кафе и ресторанов.
Бывший омич, живущий в США, рассказал о том, как оказался за океаном, а также поведал, в какую цену обходится ему обед. Уже после беседы он попросил изменить его имя, поскольку не все родственники в России готовы принять его откровения. Назовем его Павел.
– Павел, делаю серию материалов про омичей, которые подались за границу в поисках лучшей жизни. Когда ваша знакомая предложила поговорить с вами, честно говоря, пересказанная ей история вашей жизни несколько не укладывалась в формат. Вы в самом деле живете, прошу простить, с помойки?
– Вы, наверное, никогда не слышали про понятие «фриган». Это в самом деле люди, которые предпочитают питаться продуктами с просроченным сроком годности. Но это не бомжи и не опустившиеся люди типа конченых алкашей. Это в большинстве своем идейные товарищи, тем самым борющиеся с зажравшимся обществом, которое выбрасывает еду, когда в некоторых странах люди живут впроголодь и даже умирают от голода.
– Я готовился и посмотрел в «Википедии», как толкуется понятие «фриган». Тем не менее уверен, что собирать что-либо на помойке для еды не в менталитете русского человека, а тем более сибиряка, омича.
– Согласен, трудно объяснить омичам, что помойка помойке рознь. В городишке Перт-Амбой, где я живу, из магазинов, кафе и ресторанов еду не выбрасывают в зловонные ящики, в которых кишат черви и мухи. Зная о потребности людей, там еду отделяют от объедков и выставляют за двери в чистых пластиковых пакетах. А многие магазины, которые сделали своей фишкой «только свежие продукты», вечером выставляют за двери свежее мясо и выпечку, не проданные за день. Вы уверены, что покупаете в магазине не вчерашнее мясо и выпечку? А тут это бесплатно.
– Как это случилось в первый раз?
– Это было еще в Нью-Йорке, где я работал водителем такси. Предложил коллега кубинец. Я пошел из любопытства, с внутренним чувством брезгливости, чисто посмотреть. Но когда увидел прилично одетых людей, рассмотрел, какие продукты они взяли и как затем весело трапезничали, брезгливость исчезла и под пиво я впервые попробовал какую-то копченую колбасу.
– Как вы оказались в Нью-Йорке?
– В середине 90-х поехал по путевке и остался.
– Попросили политическое убежище?
– Нет. Женился на американке кубинского происхождения. У нее родители – бывшие спортсмены, часто бывали в СССР.
– Так быстро?
– Не хочу об этом распространяться, но это не был брак по расчету. Мы до сих пор вместе. Только переехали в Перт-Амбой, где большая кубинская община. Кубинцы очень хорошо относятся к русским, точнее, к советским. Мировое величие своего национального героя Теофило Стивенсона они связывают с величием СССР и вообще считают, что их маленькая, но гордая страна имела огромное уважение в мире только в силу братской дружбы наших народов.
– В Перт-Амбое много русских? Есть омичи?
– Омичей не встречал, русские есть. Но общаюсь только с одной семьей. Парень тоже женат на кубинке. Иногда устраиваем барбекю, пьем водку. В Перт-Амбое латиноамериканская община вторая по численности после белых. Там даже мэр латиноамериканец.
– Мясо для барбекю, я так понимаю…
– Да. И овощи, и хлеб, и сыры с колбасами.
– Простите, конечно, но ваше «фриганство» – все же из-за нехватки средств на приемлемую жизнь? Вы работаете?
– Я работаю в небольшой автомастерской, автоэлектронщик. Получаю порядка 35 тысяч долларов в год. В более крупных сервисах можно зарабатывать до 50, но тут комфортно, почти свободный график. Жена сейчас не работает. Двое несовершеннолетних детей. У нас небольшой домик по ипотеке, два автомобиля. Лично у меня – «Мицубиси Паджеро». Чтобы наглядно представить местечко, где я живу, посмотрите мультик про Симпсонов.
– За всеми вычетами на ипотеку, ЖКХ, бензин, одежду и прочее сколько остается в месяц на жизнь?
– Порядка двух тысяч долларов. Но одежду в принятом в России смысле я тоже не покупаю. У нас существуют своеобразные распродажи, когда за чисто символическую плату обеспеченные жители поселков отдают брендовые вещи. То есть ту вещь, которая в Омске стоит 15-20 тысяч рублей, тут я покупаю за один доллар, если она, допустим, была хоть раз надета. Есть секонд-хенды, где за любую вещь берут тот же доллар – только для того, чтобы оплатить аренду помещения. Единственно, новые вещи покупаем для детей. У кубинцев есть такое суеверие, что детская ношеная вещь может нести с собой болезни предыдущего хозяина или влиять на судьбу.
– Все-таки каков рацион бесплатной еды? Есть выбор?
– Во-первых, мясо. Несмотря на то, что изначально движение фриганов создавалось вегетарианцами, сегодня люди берут и мясо, и мясопродукты. Во-вторых, морепродукты. Сыры, овощи, фрукты, зелень, печенье, выпечка. То есть все, что угодно. Желательно приходить пораньше, тогда мясо и морепродукты будут еще охлажденными. Случается, их выносят прямо в вакуумных упаковках – где-то надорвано, где-то помято. Морепродукты, конечно, нужно нюхать. Устрицы, креветки могут быть в самом деле того…
– Вы явно подсчитывали, сколько это стоило бы, покупай вы это в магазине…
– Все зависит от блюда. В принципе, если готовить дома обычные блюда, как, скажем, в Омске – котлеты, борщ, то цена сравнительно такая же. Обед обойдется в 5-7 долларов. Если говорить о том, что в Омске пробуют лишь единицы, скажем, об устрицах, то килограмм их – порция, чтобы наесться – стоит тут долларов 20. Несмотря на то, что для Перт-Амбоя это сравнительно недорого – рядом океан, многие местные не всегда могут себе это позволить. В основном все питаются на 10-15 долларов в день. И рацион – почти такой же, как в Омске: утром – яичница, в обед – суп, вечером – какой-нибудь гуляш. Даже кофе несмотря на общепринятое мнение, что его тут глотают литрами, тут дорогое удовольствие. И уж тем более, его не покупают в старбаксах (кружка-термос – прим. ред). Дома завариваешь – и в термос, чтобы взять с собой на работу, если нет возможности сварить в офисе.
– Устрицы что-то дороговаты для приокеанской территории...
– Я в магазине ни разу не покупал. Прямо на берегу есть небольшие открытые веранды, где их можно покушать сырыми или жареными. Там, если взять к ним в нагрузку сыров и пива, обед нам с женой обходится долларов в 40.
– Все-таки не всегда едите просроченное?
– Вы же тоже не всегда едите дома и смотрите только телевизор. Раз в неделю, в месяц нужно куда-нибудь семью выводить.
– А как жена относится к идеологии фригана?
– Абсолютно нормально. Я не сразу нашел работу в Перт-Амбое, и случалось, на ужин денег не было.
– Все-таки, это вынужденная идеология, по крайней мере, для вас?
– В Нью-Йорке я пришел к ней, ни в чем не нуждаясь. Но спорить не стану – в какой-то период она была необходимостью для выживания. Точнее – для того, чтобы не отказывать себе в полноценном питании.
– Сколько людей ведет себя так же, как вы? Кто они по национальности, профессиям? Как ваш работодатель относится к вашему увлечению?
– Мы не деремся, как бомжи за кусок селедки, если вы на это намекаете. К местам, где отовариваюсь я, приходят три-четыре человека. К большим магазинам и ресторанам – может быть, человек по десять. Есть белые, латиносы, афроамериканцы. Есть безработные, есть идейные, которые в самом деле работают на высокооплачиваемых должностях – менеджеры среднего звена, даже владельцы фирм. В конце 90-х, на пике движения, нас было раз в десять больше. Местные журналисты даже дежурили у магазинов и кафе, чтобы только взять у нас интервью. Затем произошел некоторый спад. Сейчас, с новым витком пропаганды антиглобализма, снова заметен приток. Работодатель меня очень ценит – я лучший специалист в его конторе. У меня высшее образование, я могу разобраться в том, в чем никогда не разберется местный самоучка. И отношения там между хозяевами небольших фирмочек и работниками практически дружеские. Он бывал у меня на барбекю и не брезговал наедаться до отвала, хотя прекрасно знал о происхождении продуктов. Толерантность там – не простое сочетание звуков.
– Толерантность все-таки подразумевает терпимость по отношению к чему-то непривычному. По моему мнению – больше к неприятному по сути, нежели к просто непривычному.
– Мне эти тонкости, простите, по пояс. Тут – пофилософствую в свою очередь – нет какой-то деревенской стыдливости за свой образ жизни, как в Омске. Не причиняй своей жизнью дискомфорта другому – и будь, кем хочешь. Я говорю это не в негативном контексте.
– Простите, конечно, но все равно не укладывается в голове. Не верится, что сибиряк, если его не заставит жестокая нужда, может поменять менталитет даже, как вы выразились, с «деревенского» на «толерантный». То есть просить подаяние или, как в случае с фриганами, брать выброшенную кем-то еду...
– Я питаюсь с американской помойки лучше, чем на зарплату инженера на родине. И я понимаю, к чему вы клоните. Но это не продажа родины за дармовой кусок американской колбасы. Это в самом деле очень серьезное движение в борьбе с неразумным потреблением, которое набрало силу в Европе и уже появилось в Москве. Там тоже таким образом пытаются бороться с «зажравшимися москвичами». В США и развитых странах Европы выбрасывается более 40 процентов еды! С вашими санкциями скоро будет 50-60. Цены на продукты тут падают с каждым днем. Мы, в принципе, тоже поддерживаем политику Путина – не покупаем. Везите в Африку, кормите голодающих. И это постепенно изменит психологию ожиревших. Есть международный сайт www.freegan.info, где координируются действия единомышленников. Почитайте. Это своеобразный экономический рычаг, применяемый простыми людьми. Политики-то точно не пойдут против бизнеса, который наполняет бюджеты их стран и собственные карманы.
– Я вычитал, что предвестниками фриганизма были рок-музыканты и чуть ли не Боб Марли, а барабанщик группы Against Me даже написал гимн фриганов. Уроженец Перт-Амбоя Джон Бон Джови тоже поддерживает эту идею?
– Не знаю, я творчество Бон Джови не люблю и за ним не слежу. Но, в общем-то, идея не нова, до растаманов ее еще в 60-х озвучивали хиппи. А я тоже когда-то выстругивал себе сабо из полена и ходил в рваных джинсах. Кстати, именно хиппи превратили джинсы в модную и необходимую одежду. Возможно, такой же эффект будет и от борьбы за умеренное потребление.
Беседовал Андрей Зубов,
фото banana.by и из других открытых интернет-источников