За завтраком с руководителем фракции коммунистов в Заксобрании «Омск-Информ» выведал у оппозиционера, зачем губернатор просил за Юрия Гамбурга.
Депутат ЗС Омской области от КПРФ также рассказал о «коммунизме» в столовой Госдумы, о «собянинской» схеме досрочных выборов назначенных губернаторов, о борьбе кланов внутри правительства региона.
- Андрей Анатольевич, вы очень деятельный человек, чем с утра «заправляетесь»? Дома завтракаете или...
- Я завтракаю дома - что супруга приготовит, то и ем. Если супруга уходит раньше, делаю себе бутерброд. Но в обязательном порядке, то есть такого не было, чтобы я утром чем-то не перекусил. Бывает, позавтракаю тем, что осталось с вечера. Возможен даже суп.
- Бутерброд с чем?
- Предпочитаю классический, с маслом и сыром.
- Где предпочитаете обедать, ужинать?
- Да, тоже дома. В ресторанах бываю, но достаточно редко. Либо с друзьями, либо когда бывают наши московские гости и надо их сводить покормить. Правда, у нас была традиция одна, - в этом созыве пока не получается, - после заседания Законодательного собрания мы в обязательном порядке ходили в кафе неподалеку. Устраивали так называемый разбор полетов. Немножко стресс снимали.
- В авиации, не понаслышке знаю, после разбора полетов - того, стресс без рюмки не снимался никак…
- Ну и мы, бывало, себе не отказывали. Но – одна-две, не больше.
- Дома понятно, а если в командировке?
- В основном в столовых. В Москве, если удается, стараюсь питаться в столовой Государственной думы. Там, думаю, самые низкие цены по столице. Комплексный обед, если нормально взять первое, второе, третье, салат там… десерт – в пределах 200 рублей можно очень хорошо покушать.
- А вообще кулинарные пристрастия?
- Очень люблю мамины пельмени. Не так давно у меня внук родился, вот мама и приехала, наготовила пельменей. Супруга у меня, кстати, тоже очень неплохо готовит. Очень люблю рыбу, особенно собственноручно пойманную. У меня сын рыбак, мы с ним любим на рыбалку ездить. Открыли озеро одно, платное, правда. Зато там можно поймать и сома, и карпа… Карпа до 5 кг ловили. А супруга прекрасно все это дело готовит. В сметане, например, ну и по другим рецептам. Тут сома попробовал. Его привозят из Кемерово и в то озеро запускают. Очень вкусная рыба.
- К вопросу о столичных гостях. А что любит поесть претендующий на пост губернатора Омской области депутат Госдумы Олег Иванович Денисенко? Какие омские кафе, рестораны?
- Когда он первый раз приехал, когда только с нами знакомился, водили его в кафе «На Думской». Там, на мой взгляд, неплохая кухня. Мы, как правило, всех гостей возим туда. Сейчас Олег Иванович работает по своей программе. В Омске у него появилось много друзей, поэтому не подскажу.
- Ну, раз заговорили о Денисенко. Когда в последний раз Олег Иванович заявил, что ждет назначения и. о. губернатора Омской области, а затем в известной ситуации Владимир Путин сделал и. о. Собянина, очень серьезные подозрения закрались в умы политологов, что по собянинской схеме Путин станет «усиливать» легитимность там, где на выборные должности чиновник был назначен. А еще бОльшие подозрения касаются того, что Путина устраивают назначенные Дмитрием Медведевым люди. По вашему мнению, прокрутят по этой схеме омский регион?
- Да, вполне вероятно, что, как вы выразились, «собянинская схема» - это в том числе сигнал тем губернаторам, которые были назначены. Но я в принципе против растраты народных денег на частые выборы-перевыборы. Москва - богатый город, вся страна его кормит, все деньги туда уходят. Там, возможно, и безболезненно для бюджета пройдут эти досрочные выборы. У тебя есть право пять лет работать, ну и работай, тебя назначили в соответствии с законом. Виктор Назаров, - я понимаю, к чему вы ведете, - тоже избран на заседании Заксобрания и назначен президентом законно. И я не вижу необходимости у нас проводить досрочные выборы. Более того, если будет решение такое приниматься, то я буду против. Конечно же, если Назаров не уйдет в отставку по каким-то причинам типа повышения по газпромовской линии. Что же касается Денисенко – да, он однозначно принял решение идти на выборы, если они будут в Омской области, и партийная организация к этому готовилась. Он прошел обучение, он готов к этой должности, достаточно владеет ситуацией и принесет пользу людям и региону. Денисенко реальный кандидат на пост губернатора Омской области.
- В ваших словах есть некоторые противоречия. Вас вроде и Назаров устраивает, и Денисенко – реальный губернатор... Ну да ладно. А мы не можем допустить, что Виктора Ивановича ОТПРАВЯТ на повышение, учитывая – это оценка многих наблюдателей, – слишком долгую «раскачку» перед, скажем, более результативным исполнением губернаторских обязанностей?
- Все возможно, но я не считаю, что с приходом Назарова ситуация так уж ухудшилась. Я не думаю, что, если бы Леонид Полежаев оставался на хозяйстве, было бы лучше. Можно говорить о том, что ситуация в принципе не изменилась. Но изменился морально-психологический климат в регионе, он другой. Сегодня появился диалог с оппозицией, мы выходим на компромиссные решения. Если раньше был авторитарный способ правления, сейчас мы многие вопросы решаем с правительством области совместно.
- Андрей Анатольевич, по моему убеждению то, что вы называете «диалогом с оппозицией», есть не что иное, как видимость, только для того, чтобы там, в недрах, не мешали, простите, попилить ресурсы… И внешней работы никакой, и внутри какие-то уж совсем безобразные интриги… Последняя история с Триппелем. Его, что называется, «сливает» проплаченный из бюджета сайт, и ни он сам, ни губернатор типа об отставке не знают…
- К сожалению, формирование команды Назарова затянулось, и поэтому трения неизбежны. Команду формировал Бутаков, но и он в силу обстоятельств ушел, не смог работать в этой команде. Да, идет борьба кланов, которая так или иначе пытается раскачать команду Назарова, создать конфликтные ситуации. Сегодня я с Александром Триппелем встречался, нормально всё. Когда человек, как говорится, сидит на чемоданах, это видно. А это, кстати, наиболее деловой и наиболее сильный член правительства, который что-то пытается реально сделать, и у него есть результаты. Александр Фридрихович приводит в регион реальных инвесторов. На мой взгляд, сегодня это один из самых эффективных министров.
- Похожая история была с Бутаковым. Его «объявили», он категорически опроверг слухи, через пару недель ушел в отставку. Но в своем «опровержении» Александр Владимирович озвучил сенсационную штуку. За дословность не ручаюсь, но что-то о силах, стремящихся дестабилизировать ситуацию в Омской области. Я тогда «в качестве бреда» предположил, что Бутаков имеет в виду не внешние силы, а силы, действующие внутри правительства области. Вам лучше знать – я был прав?
- Памятуя о борьбе кланов - не без этого.
- Как удалось Виктору Назарову получить от вас добро на Юрия Гамбурга?
- Помните, мы заблокировали решение о назначении второго первого зама? Этот вопрос с нами пытался решить Александр Владимирович. Был часовой разговор, и он дал нам понять, что внутри правительства есть серьезные проблемы. Тем не менее мы заблокировали это решение. Затем у нас был диалог с губернатором. Он нам сказал – ребят, как хотите меня критикуйте, но Гамбурга я к себе в правительство возьму. Он открыто, откровенно сказал: «Потому что мне нужны московские связи». В итоге мы нашли компромиссный вариант.
- А кто сейчас ведет переговоры с фракциями?
- Сначала со всеми руководителями фракций встречался Виктор Иванович, потом Бутаков. Обсуждали вопросы, связанные с повесткой дня заседания Заксобрания. Сейчас это на себя взял Гамбург, мы регулярно сейчас встречаемся и тоже ищем компромиссные решения по отдельным вопросам. Чего, кстати, при Полежаеве не было.
- Андрей Анатольевич, а вот такой вопрос. КПРФ - оппозиционная партия. Вас должен ведь устраивать слабый губернатор?
- Любая политическая партия существует для того, чтобы взять политическую власть. Это у нас главная цель, мы от нее никогда не отказывались, мы об этом говорим открыто.
- Вас, стало быть, должны устраивать существующие «непонятности» в региональном правительстве?
- Мы всегда исходим из определенной ситуации. Но ни в коем случае мы не станем работать против народа, жителей Омской области. Были определенные компромиссы, но определенную черту мы не переходили. Да, мы играем на противоречиях существующей власти. Глупо было бы не играть. Мы использовали ситуацию войны между Рощупкиным, Шрейдером и Полежаевым. Мы это использовали и будем использовать.
- То есть губернатор у нас все-таки слабый?
- Я бы так не сказал. Хотя быть немного пожестче ему не помешает.
- Пожестче к «внешним» силам или к внутриправительственным кланам?
- В принципе, в том числе к силам внутри правительства.
- Чего, кроме жесткости, вы не дождались от Виктора Назарова?
- От Виктора Ивановича мы ждали прорыва по «Газпрому». Считали, раз он ставленник Миллера, были уверены, что будут инвестиции из «Газпрома». Ожидали, что доля налогов от «Газпромнефти» должна оставаться на территории области. Не случилось. «Газпром» обещал 2 млрд рублей, но получилось тоже пока на словах. На деле все инвестиции, которые якобы шли от «Газпрома», - это тот самый рубль от нашего бензина. Тот самый рубль. А не так давно от нас в Новосибирск ушли все заправки «Газпромнефти». По-тихому бюджет области потерял еще 2 млрд.
- То есть предвидел Виктор Иванович, выпрашивая у вас Гамбурга, без кредита Гамбурга-Грефа, не позволившего рухнуть бюджету Омской области, нам бы совсем кисло было. И, по сути, регионом правит Сбербанк-Греф-Гамбург. Хорошо. Возьмем близкую вам теорию революций. Чтобы «безболезненно» сменить власть, ее необходимо дискредитировать. Смотрите: у нас на одного за другим из чиновников высшего эшелона исполнительной власти возбуждаются уголовные дела, из архивов реанимируются «старые». Гамбург, Меренков, Гребенщиков… Вряд ли это простая случайность. Не создается ли кем-то ситуация искусственно для того, чтобы, когда объявят досрочные выборы, омичи аплодировали стоя?
- Не думаю. Это в последнее время не только омская проблема. Еще при Полежаеве силовики начали работать жестче. Когда пришел Томчак, когда пришел Спиридонов, ситуация отношений силовиков в этом плане с губернатором, мэром, несколько изменилась. У нас столько протестов появилось с приходом Спиридонова, никогда Заксобрание столько протестов не получало. Все решения идут в суды и, как правило, прокуратура выигрывает. Это всероссийская тенденция. Что тут плохого?
- Андрей Анатольевич, что необходимо сделать, чтобы наконец позитивные изменения в Омской области стали ощутимы?
- На сегодня в целом в отдельно взятом регионе изменить ситуацию очень сложно, тем более, учитывая то, в каком финансовом положении находится и город Омск, и Омская область. Без смены социально-экономического строя в России мы ситуацию и в городе, и в области не изменим.
- Ну, вот вы – губернатор. Ваши первые шаги?
- Первое, чтобы изменить ситуацию в области, надо вернуть наших генеральных инвесторов - те предприятия на нашей территории, чтобы платили бы налоги в местные бюджеты. Тот же нефтекомбинат – это 15 млрд рублей. Второе - надо наводить порядок в системе ЖКХ. Наша беда в том, что мы ушли из ЖКХ. Колоссальные деньги выводятся за рубеж. Надо создавать госкомпании, возвращать те же ЖЭКи, это лучше, чем ТСЖ и УК. И тарифы. Безобразий с тарифами терпеть нельзя.
Записал Владимир Пирогов,
фото Евгения Кармаева