Эксперт Росконтроля, титестер (профессиональный дегустатор чая) Ольга Токмакова вносит ясность: на что надо ориентироваться при выборе дорогих сортов чая в специализированной торговле.
Как чай попадает в магазин?
Путь в магазины у всех видов чая — и фасованного, и развесного, одинаковый. Первичную обработку зеленый чайный лист проходит на фабриках, расположенных на плантациях. Далее готовый чай партиями поступает на склад брокера, который составляет каталог лотов и рассылает образцы чайным компаниям-закупщикам. Затем чай проходит аукционные торги на электронном чайном аукционе. На фабриках вторичной переработки чай подвергается купажированию (смешиванию) для получения больших партий однородного заданного качества и цены. В странах потребления купажируют чай разных стран произрастания для создания торговых смесей. Далее чай фасуют в различную упаковку.
Как проверяют качество чая?
На каждом этапе производства чай проходит тесты. Прежде всего проверяют использование удобрений и пестицидов, затем контролируют качество сбора зеленого листа – количество листьев в срываемой флеши (верхушке чайного побега), зрелость побегов и свежесть собранного сырья.
На всех этапах первичной переработки следят за качеством технологических процессов, исследуя органолептику и физико-химические свойства. Особенно важны внешний вид, вкус и влажность готового продукта. Хорошо просушенный чай и, желательно, упакованный в вакуум, дольше сохраняет свои свойства.
Титестеры (дегустаторы чая) брокерских фирм оценивают особенности каждого лота и определяют возможную цену его продажи. Титестеры — закупщики также проверяют закупаемые лоты с учетом того, в какой купаж планируется использовать чай. Качество торговых смесей всегда сравнивают со стандартом, чтобы независимо от сезона потребители получали стандартное, стабильное качество.
И самыми последними готовый упакованный чай по показателям органолептическим, физико-химическим и безопасности исследуют торговые сети.
Чем принципиально отличается чай, продаваемый на развес?
Специализированные чайные магазины это отдельный сегмент рынка, рассчитанный на взыскательного покупателя. Ассортимент чая в несколько раз больше, чем в любом сетевом магазине, четко разделен на чистые черные и зеленые чай (которые делятся по странам, регионам произрастания и по плантациям), ароматизированные чаи (черный, зеленые и их смеси), фруктовые, травяные и этнические (ройбуш, мате) напитки.
Поскольку чаи более редкие, закупаемые после тщательного отбора и небольшими партиями, то цены на них, естественно, выше чем на продукцию ритейла. Несомненное преимущество таких магазинов в том, что потребитель имеет возможность увидеть и почувствовать аромат продукта непосредственно, так как упаковка отсутствует. Можно купить сначала небольшое количество (обычно от 10г) на пробу.
Из чего складывается цена на чай?
Цена зависит прежде всего от количества того или иного сорта на сырьевом рынке в данный момент, так как чай – сезонный и аукционный товар. Редкий сорт, короткий сезон сбора, ограниченный регион произрастания – все это факторы увеличения стоимости. Чаи с одной плантации (single estate) стоят дороже купажированных. Например, дарджилинги первого, апрельского сбора могут продаваться по цене до нескольких сот долларов за кг.
Цену увеличивает транспортировка чая к месту потребления и таможенные пошлины на ввоз фасованного чая (до 12,5% за кг при ввозе его в РФ). То есть чай, упакованный за пределами Таможенного союза, будет стоить дороже аналогов, упакованных внутри него.
Использование ароматизаторов и различных добавок (лепестков, ягод, кусочков фруктов, цукатов, трав и т.д.) делает чай дороже, ведь добавки обычно стоят больше, чем сам чай.
Упаковка тоже может серьезно влиять на цену. Например, для чая в пакетиках разовой заварки стоимость упаковки составляет 2/3 стоимости готового продукта. Листовой чай в жестяной банке будет всегда дороже аналогичного чая в картонной пачке.
Брендирование и реклама вносят свою лепту в процесс удорожания. И не стоит забывать про торговую наценку, которая отличается из-за производственных издержек и политики магазина.
Как выбирать развесной чай?
Как правило, в специализированных магазинах работают консультанты, которые расскажут вам об особенностях тех или иных сортов. И все же, чтобы не потратить деньги зря, лучше оценить внешний вид и аромат чая самостоятельно. Определить регион происхождения, и сорт чая по запаху и внешнему виду не всегда под силу даже специалисту. Тем не менее, советы приведенные ниже, помогут вам выбрать качественный и свежий чай.
- Неоднородный размер чаинок, тусклый или серый цвет чаинок, наличие ломаного листа, чайной пыли – свидетельство дешевого низкосортного или старого чая.
- В чистых черных чаях признаком качества является наличие золотистых типсов – почек чайного листа, покрытых нежным пушком. В зеленых чаях также присутствуют типсы – серебристого цвета. Типсовые чаи дают ароматный настой с натуральным «цветочным» или «фруктовым» оттенком.
- Если в чае присутствуют добавки (лепестки, сушеные ягоды или кусочки фруктов), они должны выглядеть яркими и свежими, быть одинакового размера с чаинками и равномерно перемешаны с чаем.
- Аромат чая должен быть достаточно выраженным, но самое главное — он в принципе должен быть. Если чай ничем не пахнет или пахнет «веником», пылью – он несвежий, старый. Такой чай не даст аромата и в заваренном виде и не порадует вас хорошим вкусом. Не должно быть никаких посторонних оттенков аромата, таких как горелый, плесневелый или пластиковый — эти дефекты появляются в процессе переработки чая и при хранении.
- В ароматизированном чае должен явно чувствоваться и преобладать заявленный аромат. Например, «Эрл грей» должен пахнуть бергамотом, «Клубничный со сливками» — клубникой и т.д. Если запах кажется вам неприятным, откажитесь от покупки. Скорее всего вкус вам тоже не понравится.
- Слишком резкий запах ароматизатора может быть признаком старого или низкосортного чая.
Сколько можно хранить развесной чай?
Чай может храниться годами, но он быстро теряет аромат, поэтому лучше покупать небольшое количество и пить, пока он свежий. Развесной чай надо держать в нейтральной таре: В жестяной банке для пищевых продуктов или в стеклянной банке с притертой пробкой, без доступа воздуха, вдали от света, влаги и остропахнущих продуктов.