За завтраком с владельцем «Сыроварни Побочино» выясняем, кто мешает производить натуральный сыр в России и что думает технолог из Италии про омскую моцареллу.
В пресс-центре РИА «Омск-информ» мы позавтракали с человеком, занимающимся уже несколько лет тем, что в последние два года в России стало одним из ключевых трендов, импортозамещением, а именно – сыроварением.
Учредитель и директор ООО «ТПК «Молпродукт» (ТМ «Сыроварня Побочино») Виктор РУДИ рассказал, нужны ли местные производители стране, почему невозможно получить господдержку и как на самом деле «не кошмарят» бизнес на фоне продуктового эмбарго, длящегося третий год.
Многие омичи знакомы с молочной продукцией из села Побочино Одесского района. Во всех районах города есть фирменные торговые точки, где можно купить свежую цельномолочную продукцию (питьевое молоко, кефир, сметану, творог, сливочное и топленое масло), а также сыры: мягкие, полутвердые, рассольные и сычужные. А вот о самом производстве известно не так много. Пару лет назад из СМИ многие с удивлением узнали, что, оказывается, в небольшой деревне на юге Омской области производится итальянский сыр моцарелла. Кто-то не поверил, кто-то пожал плечами: «Ну какая такая моцарелла может быть в Сибири?»
Однако, когда недавно на предприятии побывал технолог-сыровар из Италии, он дал очень высокую оценку именно побочинской моцарелле, понравилась ему и другая продукция из деревенской сыроварни.
Проверки по результатам проверок и чужие штрафы
– Виктор Давидович, расскажите, как вы стали молочником и сыроделом?
– Молочным производством занялся случайно. По образованию я строитель и всю жизнь работал по профессии, сначала в государственных, а потом в частных компаниях. Сам родился и вырос в селе Побочино, связь с малой родиной никогда надолго не терял.
Еще в 1991 году немцы построили там сыроварню – цех по производству молочных продуктов. Побочинский сыр всегда был очень приличного качества, правда, производился небольшими партиями, о нем не было широко известно.
И вот этот цех в конце 2009 года останавливается из-за нехватки оборотных средств. У владельцев было два варианта: продать оборудование, а здание перепрофилировать либо найти нового хозяина.
У меня просто сердце кровью обливалось: пропадает такое хорошее производство! Долго думал и решил попробовать. 1 июля 2010-го мне отдали ключи, привел помещение и оборудование в порядок, и чуть больше чем через месяц цех снова заработал. Постепенно стали расширять ассортимент, осваивать новые виды продукции.
Позднее организовали свою торговую сеть, это оказалось выгоднее, чем заходить в крупный ретейл.
Наша справка
По образованию инженер-строитель. Работал в государственных и частных строительных компаниях. С 2010 года единственный учредитель и директор ООО «ТПК «Молпродукт». Предприятие занимается производством и реализацией под ТМ «Сыроварня Побочино» цельномолочной продукции (питьевое молоко, кефир, ряженка, творог, сметана, масло сливочное, йогурты), сыров (рассольных и сычужных, мягких, полутвердых, твердых). В предприятие входит сеть из 24 фирменных торговых точек. Женат, имеет двух сыновей и дочь, троих внуков и внучку. |
– В 2014 году в России ввели запрет на ввоз импортных сыров, стало ли вам легче работать на освободившемся рынке? С тех пор столько громких слов сказано об импортозамещении, получаете хоть какую-то государственную поддержку?
– Судите сами. Только в этом году нас уже 8 раз проверяли различные надзорные органы и предстоит еще две проверки по итогам проверок. Одна из проверок проводилась совместно с прокуратурой, две по жалобам, одна по постановлению правительства.
По результатам одной из проверок жду приглашения в суд. С нас хотят взыскать круглую сумму в виде штрафа. Это минимум 300 тысяч рублей, но может быть и гораздо больше. Я категорически не согласен и в данном случае буду отстаивать свою правоту в суде.
Хотя иногда бывает проще заплатить штраф и забыть. В этом году, к примеру, в одной из больниц Томска Россельхознадзор взял на пробу якобы наш сыр и обнаружил там пальмовое масло. Но такого просто не может быть, мы пальмовым маслом «не балуемся», в нашем сыре его нет! Сам факт, что нашу продукцию начали фальсифицировать, даже радует, значит, мы отлично зарекомендовали себя на рынке, с другой стороны – подобные инциденты подрывают нашу деловую репутацию. Но бегать по судам не всегда есть время.
Проверяют нас разные, так сказать, конкурирующие между собой организации, выясняющие, кто из них главнее. Вот так у нас в стране «не кошмарят» бизнес.
Я не против проверок, когда все по-честному. Но когда на предприятие в 600 квадратных метров приходит комиссия из пяти человек и находит то, чего нет...
Господдержка у нас больше на словах. Этим летом при проектной мощности переработки молока 10 тонн мы принимали у населения более 20 тонн в сутки. Приобрели два танка для молока, один на собственные средства, второй взяли в лизинг.
Обращаюсь в региональный Минсельхоз, у которого есть программа субсидирования сборщиков молока. Мне отвечают: «Вы не наши, идите в Минэкономики». Если предприниматель собирает молоко у населения, ему дают субсидии. Чем мы отличаемся? Отчеты по сбору молока мы сдаем в Минсельхоз, а за субсидиями нас отправляют в другое ведомство. В результате мы остаемся ни с чем.
Последние годы в России ощущается острый недостаток натуральных сыров, тех, что производятся из молока, без добавления растительных жиров, но никому в голову не приходит дотировать сыровиков. Те, кто производит сырный продукт с той самой вредной «пальмой», о которой сейчас много говорят, в дотациях не нуждаются, у них и без того высокая рентабельность.
– Получается, производить натуральные сыры в России совершенно невыгодно?
– Наши натуральные сыры оказались неконкурентоспособными на рынке, который буквально завален сырным продуктом. И далеко не все производители указывают достоверные данные о своей продукции. Вот где государство должно навести порядок.
Арифметика проста. На килограмм полутвердого сыра идет 11 литров молока. В этом году средняя цена на молоко 20 руб. за литр. Считаем: 220 рублей нужно только на молоко, плюс закваски, молокосвертывающий фермент, хлористый кальций. За исключением молока, все импортное. Добавьте к этому упаковку, этикетки, транспортные расходы, заработную плату. Ну и рентабельность должна быть хотя бы на уровне 15 %. А не получается. Сыр мы уже с торговой накруткой продаем по 300–340 рублей за килограмм. Нас упрекают, что у нас рентабельность ниже, чем по отрасли, всего 8-10 %. Но мы находимся в неравных условиях с производителями сырного продукта. Если цену повысить, упадут объемы продаж.
Выгоднее производить цельномолочную продукцию, там рентабельность выше. Мы этим тоже занимаемся. В ноябре расширяем линейку кисломолочной продукции, добавили питьевой йогурт четырех вкусов в пластиковой бутылке 0,33 л.
Еще одна проблема – дефицит молока. Если летом в среднем мы принимаем 20 тонн сырого молока в сутки, осенью – около 9 тонн, то зимой будет 5 тонн. Все же сегодня идут по пути наименьшего сопротивления. Гораздо проще заниматься растениеводством: весной провел посевную, осенью собрал урожай и сиди, кури бамбук. На селе острая нехватка кадров, мало кто хочет заниматься животноводством, дело это хоть и выгодное, но слишком трудоемкое.
Побочинский реджано созреет к февралю
– Однако вы не только не отказываетесь от производства натуральных сыров, но и развиваете это направление?
– Конечно, стараемся в силу возможностей не стоять на месте. Территорию я расширил, огородился. Места нам в имеющемся помещении уже не хватает. Не можем поставить автоматизированное оборудование, чтобы исключить полностью человеческий фактор. Хочу цельномолочку вывести в отдельное помещение, сделать масляный цех, в одном «углу» расположить все компрессоры, в перспективе построить котельную на газе. Сейчас работаем на электроэнергии, это дорого. А к 2020 году нам обещают провести газ, и надо быть к этому готовыми.
Нужен небольшой административно-бытовой комплекс, чтобы у каждого специалиста был свой кабинет. Необходима низкотемпературная холодильная камера и камера для созревания твердых сыров.
Планировали варить твердые сыры: пармезан, горный, советский, алтайский, швейцарский, а также с древесной золой, с зеленой и голубой плесенью на козьем молоке.
Планы-то у нас амбициозные, но для их воплощения нужны заемные средства. Взять банковский кредит на приемлемых условиях – тоже, оказалось, нерешаемая задача. Пытался работать с несколькими банками, в том числе с, казалось бы, «профильным» – «Россельхозбанком», но фактически потерял два года.
– Тем не менее первые партии твердого сыра вы сварили при помощи технолога из Италии.
– Действительно, в конце августа по приглашению компании «Тари-Маркет» в Омск приезжал итальянский технолог фирмы Sacco Фабрицио Де Ла Бернарда (на фото внизу). Мы возили его в Побочино, он провел с нами целый день. Посмотрел наше производство, все попробовал, и ему все понравилось. Было очень приятно услышать, что моцарелла нашего производства близка по вкусу к аутентичной, итальянской. Фабрицио сказал, что наш сыр напоминает ту моцареллу, что варили в Италии лет 30-40 назад в небольших домашних сыроварнях. Это и неудивительно, у нас моцареллу изготавливают вручную из самого лучшего сырья.
Фабрицио сварил нам несколько видов сыра, в том числе реджано и голландский. Реджано ближе всего к пармезану, самому твердому сыру в мире, он созревает минимум 6 месяцев, так что пробовать его будем в конце февраля. Голландский созреет раньше, в ноябре.
Остался в Омске для связи с малой родиной
– Самое время поговорить о ваших предпочтениях в еде. Вы сами как к своим молочным продуктам относитесь?
– С удовольствием ем в основном только побочинские молочные продукты. Любимый сыр – адыгейский, он самый полезный, в нем больше всего кальция, что для меня в моем возрасте актуально. Часто ем его на завтрак. У нас даже есть адыгейский с аджикой для любителей острого. Очень интересно получилось.
Иногда на завтрак творог, каша, бутерброды с сыром и маслом, с колбасой. Пообедать удается не всегда, но в течение дня стараюсь выпить пару стаканов кефира. У нас действует правило для сотрудников: на территории завода ешь, пей молочную продукцию сколько хочешь. Всегда на столе масло, сметана, ряженка, творог, кефир.
Целый день проходит в бегах. Живу в городе, работаю в деревне в 120 км. Возвращаюсь поздно, ужинаю плотно, и это, конечно, нехорошо.
Каких-то особых предпочтений в еде у меня нет.
– Что-то умеете и любите готовить?
– Жарить мясо. Любимое блюдо – жареная свежена. Парную свинину покупаю чаще всего в деревне. Готовится она очень быстро и очень просто. Берется мясо с небольшим количеством жира, на сковороду наливается чуть-чуть воды, добавляется соль, перец и очень много лука. Все это поджаривается. Параллельно отваривается некрупная круглая картошка, которая и подается с мясом. Запотевшая стопочка водки обязательна!
– В Омске продукты где покупаете?
– Этим занимается жена. Ходит в ближайший гипермаркет «Победа». Основные продукты привозим из деревни, мясо иногда с рынка, овощи выращиваем на своем приусадебном участке, мы живем в частном доме на земле. В магазине берем растительное масло, приправы, хлеб, и то не всегда. Дома есть хлебопечка, частенько печем хлеб сами.
– Живете вдвоем с женой?
- Да, остались вдвоем, дети выросли и разъехались по всему миру, у меня два сына и дочка, три внука и внучка.
– В ресторанах бываете?
- Нравится кухня в «Шато». Если в обеденное время нахожусь в городе, стараюсь заехать туда на бизнес-ланч. Кстати, обедали там с Фабрицио Де Ла Бернарда, заказывал для него харчо. В «Шато» его готовят просто великолепно. Итальянский гость был в восторге!
– Как вы отдыхаете?
– Лет пять как вообще забыл, что это такое, никуда не езжу. Последний раз был в Германии, отмечал свое 55-летие, в 2012 году. Там живут почти все мои родственники, большинство уехали лет 25 назад, а меня оставили для связи с малой родиной. Родни у меня как раз на чартерный рейс наберется. Пять братьев и пять сестер, отчим, 20 племянников, трое внучатых племянников, 4 зятя, 4 снохи, двоюродные брат и сестра, с которыми я вырос, их дети. Но только они все сюда не приедут, поэтому 60-летие планирую отметить также в Германии. Думаю, гостей будет человек 70, и все свои, родные.
– Побочинский сыр в Германию повезете?
– Обязательно! Когда кто-то из родственников здесь гостит, обязательно увозит домой наш сыр.
Беседовала Ольга Ложникова,
фото Татьяны Шакировой