За завтраком с главным человеком, отвечающим за еду в регионе, «Омск-Информ» выяснило, как селянам достаются бюджетные средства, и каких еще сюрпризов нам ждать от членства в ВТО.
Виталий Эрлих возглавил министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области чуть более года назад. В связи с чем мы решили позавтракать с главным человеком, отвечающим за продовольствие в нашем регионе. Однако у министра нашелся всего час времени для разговора. Так что мы ограничились чаем с конфетами в его рабочем кабинете.
- Виталий Александрович, по традиции мы начинаем с разговора о еде. Как вы завтракаете, обедаете, ужинаете?
- С утра – бутерброд с чаем. Обедаю, а часто это происходит в командировке, в сельском общепите, если он там имеется, редко домой удается сбегать, иногда в кафе «Родные просторы» либо в столовой правительства. Ужинаю поздно вечером дома. Так что режим питания у меня абсолютно неправильный, диет никаких не придерживаюсь.
- Где приобретаете продукты?
- В обычной торговой сети, супермаркете «Сытная площадь» ТЦ «Омский», мясо беру либо в мясной лавке, либо в «Петро`Ле». Все варенья-соленья супруга готовит сама. По прежнему месту работы, в Полтавке, сохранился дачный участок в двух часах езды от Омска, бываем там нечасто.
- Ходите в рестораны-кафе? Есть любимые заведения?
- На протокольных мероприятиях бываю в «Тамаде» или «Гранд-Летуре». Гостей туда возим. Очень редко с семьей по случаю какого-нибудь праздника куда-нибудь ходим.
- Какая из мировых кухонь вам более всего по вкусу?
- Прежде всего, русская – предпочитаю борщ и пельмени. С учетом того, что часть моей жизни прошла в Казахстане, мне нравится лагман, бешбармак, баурсаки. Также симпатична грузинская кухня.
- Если говорить о «вкусе любимом с детства», есть такие продукты, блюда, которыми хотелось бы себя побаловать?
- Свежевыпеченный хлеб с холодным молоком – это самое любимое. В деревне все еще выпекают домашний хлеб. Есть много мини-пекарен, где хлеб делают по традиционным технологиям.
- Сами можете что-нибудь приготовить?
-Никому не доверяю солить сало, а еще сам готовлю холодец.
- Тогда, пожалуйста, фирменными рецептами поделитесь!
- Выбирается кусок хорошего сала с прослоечкой. Мелко ломается лавровый лист, чеснок пропускается через чеснокодавку, соль, перец черный, размолотый через мельничку, все смешивается. Сало всем этим натирается. Заворачивается в ткань, держится сначала при комнатной температуре, а потом в холодильнике. Через 5-7 дней готово.
Для холодца покупаю набор из говядины, добавляю туда свиную рульку. Все это варится, потом мелко режется. В бульон добавляется черный перец, лавровый лист, соль. Традиционно по-русски все.
- Сам Вы родом из села, где и проработали большую часть жизни, но по образованию инженер-автодорожник, почти три года возглавляли министерство ЖКХ. Вам комфортнее в роли министра сельского хозяйства и продовольствия по сравнению с предыдущей должностью?
- Прежняя работа была интересная. Так получилось, что в мою бытность в регионе сооружались крупные объекты: прошла реконструкция Концертного зала филармонии, с нуля возведен хирургический корпус онкодиспансера, поставлен памятник труженикам тыла, построены дворец культуры в Называевске, школы в Кормиловке и Знаменке. Да и система коммунального хозяйства скучать не давала. Это была огромная ответственность.
С точки зрения «комфорта», как вы сказали, сейчас я более чувствую себя в своей тарелке, потому что село для меня – хорошо знакомая тема. Ответственность, кстати, не меньшая, чем в Минстрое.
- Вы немногим более года возглавляете минсельхозпрод, прошлое лето было очень сложным, сейчас можно сказать, с какими потерями область вышла из той чрезвычайной ситуации? Что вы относите к своим личным достижениям за последние месяцы?
- Напомню, что 20 июля 2012 года постановлением правительства в Омской области был введён режим чрезвычайной ситуации. Потери большие. Производство зерна упало вдвое по сравнению с 2011 годом. В цифрах - с 3,6 миллиона тонн падение до 1,8 миллиона тонн.
Объем валовой продукции снизился на 10 миллиардов рублей. Это не могло не сказаться на налогах, на реализации инвестиционных программ. Поголовье крупного рогатого скота, дойного стада, свиней в среднем уменьшилось на 12 процентов.
Ситуация могла выглядеть хуже, но благодаря мерам, принятым на областном и на федеральном уровнях, мы субсидировали более чем на 300 миллионов рублей наших товаропроизводителей. Деньги пошли на минимизацию потерь, на сохранения поголовья КРС.
С начала этого года мы имеем прирост поголовья скота. Собственные потребности области по мясу, молоку, яйцу, овощам мы закрываем. Не всегда качественные показатели устраивают. Но по-прежнему наша потребительская корзина одна из самых дешевых в Сибирском федеральном округе.
В одном из материалов РИА «Омск-Информ» написано, что наши товаропроизводители якобы не получили денег. Это не так. Область взяла товарный кредит в размере 240 миллионов рублей. До всех, кому они предназначались – птицеводов и свиноводов - деньги доведены. Область взяла бюджетный кредит, который в ближайшее время будет компенсирован бюджетными субсидиями из федерального центра.
- В текущем году субсидии из федерального бюджета на поддержку АПК не так уж велики по сравнению с другими регионами, в чем причина?
- Давайте сначала уточним, что представляет из себя наш АПК. В него входит само сельское хозяйство и переработка, а также пищевая промышленность. Количество только юридических лиц превышает 3,5 тысячи. Это 530 сельхозорганизаций, 2000 КФХ, около 700 предприятий занимаются «пищевкой» - переработкой. Общее количество занятых – 60 000 человек, при том, что на селе проживает 40 процентов населения области. Доля АПК в валовом региональном продукте – 15 процентов. В консолидированный бюджет региона в прошлом году из предприятий АПК поступило 9,5 миллиарда рублей. Господдержка всего 3, 2 миллиарда. Поэтому, если кто-то говорит, что сельское хозяйство – это «черная дыра», что оно только проедают деньги, он ошибается.
Ваше информагентство высказало свое мнение, что очень незначительная поддержка сельского хозяйства, не та, которая требуется. Но у нас очень хорошая положительная динамика. В прошлом году поддержка АПК - 2,6 млрд. В текущем году – уже 3,2. Но это цифра не окончательная, думаю, доведем ее до 4 млрд. Потому что пять наших программ получили поддержку в федеральном минсельхозе, и каждая будет сопровождаться финансированием из бюджета РФ. Размер пока не скажу, идет процесс распределения средств. Программы эти многолетние, некоторые из них - до 2020 года.
- Меняются приоритеты в структуре сельского хозяйства региона, с выращивания пшеницы крестьян переориентируют на лен, гречиху, готовую крупу. Насколько сократится производство пшеницы? Она что, такая у нас плохая, что от нее решили отказаться?
- На рынке очень нестабильная ситуация по пшенице. В целом по России у растениеводов две беды: большой урожай – низкая цена, зерно продать невозможно. Низкий урожай – высокая цена, но продать-то и нечего.
Поэтому решили оставить основные посевные площади под зерновые на юге области. В этом году будут введены мощности по переработке масличных культур в Таврическом районе. Фирма «Продэкс-Омск» готова перерабатывать 150-160 тысяч тонн масличных культур. Это рапс, подсолнечник, масличный лен и соя.
Север региона переориентируется на выращивание льна-кудряша с получением льноволокна, и с дальнейшей его переработкой. В том числе речь идет о загрузке нашего завода «ЛенОм» по производству медицинской ваты и нетканых перевязочных материалов в Калачинске.
Льном занимаются 25 КФХ, мы имеем уже 7 заводов по его первичной переработке. Три завода запущены в прошлом году. А посевные площади под эту культуру увеличены в 10 раз за последние 4 года.
Из нашего льна производятся обивочные ткани. Вологда и Иваново его покупают. На паклю для строительства он идет.
- Льном в Омской области пытались заниматься в 80-е годы, почему тогда ничего вышло?
- В те годы была очень строгая плановая экономика, у которой свои плюсы и свои минусы. И по плановой экономике структура посевных площадей не предполагала выращивание льна, у нас в те годы даже Тевриз и Усть-Ишим выращивали рожь с пшеницей. Хотя для северян перспективнее заниматься мясным скотоводством, льном, овцеводством, коневодством. К примеру, в прошлом году появилась первая мясная ферма в Муромцевском районе, куда завезли 600 голов мясной породы коров Казахская белоголовая. Все они уже дали потомство.
В перспективе это будет комплекс на 5 000 голов КРС. Мы подразумеваем, что он станет у нас племенным заводом или репродуктором по размножению этого типа скота. Мы уже не ориентируемся на зарубежных коров, потому что они очень привередливые.
- Гречихи намного больше стали сеять?
- Гречихи сеем ровно столько, сколько нужно для внутреннего потребления. Потому что рядом мощный конкурент - Алтайский край, где сосредоточено не только производство, но и переработка этой культуры.
- Уже можно оценить последствия от вхождения в ВТО?
- С этого года изменился принципиальный подход к поддержке сельхозтоваропроизводителей, что связано именно со вступлением в ВТО.
В перспективе прямая поддержка сельхозпроизводителей в виде субсидий должна быть сведена к минимуму. А поддерживать товаропроизводителей можно будет через доходную часть, через помощь при реализации продукции. Сейчас в связи с этим мы участвуем в пилотном проекте в числе еще пяти регионов страны. Это программа внутренней продовольственной помощи. Речь – об организации всего социального питания. То есть питания в учреждениях образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Если сегодня в рамках федерального закона №94-ФЗ на выделенные бюджетные средства через торги покупается то, что дешевле, то это не всегда лучшие товары и не всегда они отечественные.
Но со следующего года на смену старым правилам придет закон о государственной контрактной системе. Расширятся права заказчика, то есть потребителя, будет упрощена схема закупок, критериев будет больше. Вводится предварительный отбор поставщиков и экспертиза продукции. В рамках нового законодательства предусматривается расширение первичной переработки у товаропроизводителей, совершенствование глубокой переработки у крупных производителей молока и мяса. Создание логистических центров, комбинатов питания, которые как раз будут поставщиками продукции, куда сельхозпроизводители будут поставлять сырье в виде натурального.
А переработка в виде полуфабрикатов свою продукцию будет поставлять в торговую сеть и пункты общественного питания. Мы критикуем все иностранное, а в тех же США более 90 процентов поддержки сельхозтоваропроизводителей идет по подобной схеме.
Что касается потерь от ВТО. Да, на первых порах мы потеряли, но начинают сказываться и положительные последствия.
- В чем?
- Принципиально изменилась схема финансирования. До прошлого года включительно поддержка села велась через льготные цены на ГСМ. Аграрии покупали ГСМ по цене на 20-30% ниже рыночной. В прошлом году сельхозпроизводители на этом сэкономили около 1 миллиарда рублей. В этом году льготы отменены. Вместо этого введены субсидии на так называемую несвязанную поддержку. Деньги выдаются из расчета на 1 ГА обрабатываемой пашни. И это соответствует требованиям ВТО. В этом году порядка 730 миллионов уже отдали селу. Это 80 процентов от всей суммы.
Производители могут распоряжаться деньгами так, как считают нужным. Два всего критерия: получатель должен сохранить обрабатываемую пашню и произвести сев качественными семенами. Остальные 20 процентов аграрии получают после проведения посевной.
- А в чем потеряли из-за членства ВТО?
- Был момент, когда резко упали закупочные цены на мясо промышленной свинины, на мясо птицы и на яйцо. В то время как себестоимость резко выросла из-за подорожавших в результате прошлогоднего неурожая кормов. В четвертом квартале прошлого года и первом квартале текущего производство оказалось убыточным. Но сейчас ситуация выравнивается. В том числе, и благодаря господдержке.
- А фермеров господдержка касается?
- В регионе работают две программы: «Начинающий фермер и «Семейная животноводческая ферма». В прошлом году грантополучателями 36 миллионов рублей стали 5 семей и 17 фермеров, в этом году размер грантов увеличился до 58 миллионов, которые выиграли 8 ферм и 24 КФХ.
Те, кто получил поддержку, создали рабочие места, их обороты и доходы увеличились. Налогов больше заплатили, фонд заработной платы вырос.
В статистику попали всего 2000 крестьянско-фермерских хозяйств, хотя их намного больше. Многие просто не отчитываются о своей деятельности. И многие не знают о своих возможностях в получении тех же грантов. В августе мы проведем для фермеров конференцию, где речь пойдет о взаимодействии с госорганами.
- Прогноз на урожай-2013 пока оптимистичен?
- В целом - да, нам бы еще пара-тройку хороших дождей не помешает!
- История с вашим братом Анатолием Эрлихом этой весной попала в череду политических скандалов. Как продвигается уголовное дело? Анатолий Александрович продолжает работать?
- Не хотелось бы комментировать… Дело возбуждено, идет расследование, материалы когда будут, тогда можно будет о чем-то говорить. Мы, в министерстве считаем, что нарушений нет. Получателем субсидий было, не физлицо, а СПК. Так вышло, что Анатолий его возглавляет. Звучали претензии, что оборудование для завода куплено старое… Но завод работает. Выдает продукцию. Злых умыслов и личных интересов я никогда не преследовал, где бы ни работал. Надеюсь на объективность следствия. Брат работает в той же должности.
- Через пару недель омичей приглашают на выставку «Агро-Омск», что нового готовится?
- «Агро-Омск-2013» совпадает с празднованием 80-летия СибНИИСХоза. В рамках выставки пройдет большая научная конференция, посвященная этому событию. Специальный раздел отводится под изделия и продукцию наших производителей сельхозмашин и оборудование. Все же в регионе 15 заводов работает на сельхозмашиностроение.
Пройдут традиционные мероприятия – «день поля», «день фермера», «день науки». Поскольку ярмарка вызывает большой интерес не только у специалистов, но и у горожан, не связанных с сельским хозяйством, выставку продлили на день. Нынче она будет работать пять дней – с 24 по 28 июля. Приглашаем всех омичей, будет интересно.
Беседовала Ольга Ложникова,
Фото Татьяны Шакировой.