В поисках антисанитарии и пальмового масла журналисты РИА «Омск-информ» облазили все углы на Тюкалинском маслосыркомбинате.
Бдительный потребитель вряд ли точно скажет, что именно его может отпугивать от продукции Тюкалинского маслосыркомбината. «Кто-то что-то там нашел… нехорошее» – примерно таким будет ответ человека, внимательно (по крайней мере, ему так кажется) отслеживающего информацию о качестве продуктов питания. Но он, скорее всего, и не вспомнит, что именно с той или иной торговой маркой, производителем, засветившимся в негативном свете, на самом деле не так. Как в том анекдоте, где ничего не украли, но «осадочек остался».
Самое лучшее, конечно же, один раз увидеть. И такую возможность предоставили омским журналистам региональное министерство сельского хозяйства и продовольствия и Тюкалинский маслосыркомбинат. Причем можно было посмотреть весь процесс производства, начиная от приемки сырья.
Итак, десяти- и двадцатитонные молоковозы предприятия привозят сырье, собранное в фермерских и личных подсобных хозяйствах в нескольких районах области: Исилькульском, Полтавском, Москаленском, Крутинском и, конечно же, родном Тюкалинском.
Первый раз лабораторному контролю подлежит содержимое каждого молоковоза. Лаборатория определяет не только безопасность сырья, на этом этапе решается, какие продукты из него производить. К примеру, сыропригодное молоко – только высшего качества. Затем молоко обеззараживается в гигантской бактофуге, в обязательном порядке пастеризуется, после чего происходит «развод» подготовленного сырья по цехам.
Забегая вперед, отметим, что вся продукция на разных этапах проверяется в лаборатории неоднократно, последний раз – на выходе. Оборудованы лаборатории новейшим импортным инструментарием.
Цех по производству сыров модернизирован, но технологии производства сохраняются неизменными. Полутвердые и твердые сыры здесь готовятся без каких-либо добавок, исключительно из молока, заквасок и ферментов.
Варят сыр в многотонных емкостях – котлах. Именно на этом этапе «просто» сыр становится будущим «Голландским» или «Российским», или фирменным «Лилипутом», выпускаемым только в Тюкалинске из «Золотой серии» предприятия. Рецептура эксклюзивных сыров, кстати, строго держится в секрете.
В котле формируется сгусток, после чего сырное зерно сливается в формовочный аппарат. Там оно отделяется от сыворотки. В дальнейшем сформированный сырный пласт режется и кускам придается форма «булок».
– Формованный сыр отправляется в специальную камеру, поверх «дышащей» пленки его покрывают расплавленным парафином, дальше он созревает при своем температурном режиме: от 30 до 90 дней, в зависимости от сорта, – рассказывает начальник сыродельного цеха Ольга Котина.
По крутой узенькой лестнице спускаемся в эту камеру на цокольном этаже и мы. Сыры созревают на специальных стеллажах, где температура – 10-12 градусов, влажность – 85-95 %. Каждый день на предприятии изготавливается до 5 тонн сыра. И в камере созревания происходит ротация готовых партий и вновь поступивших.
Готовые сыры, кстати, на складе не задерживаются. Спрос на них сейчас большой.
– В 2016 Омская область вошла в топ-20 российских регионов-производителей сыров. Восемь омских предприятий-сыроделов поставляют свою продукцию более чем в 60 других регионов, – рассказал начальник отдела переработки и товарного рынка регионального минсельхозпрода Константин Цыпленков.
Чиновник объяснил, кто и как бросает «тень» на омских производителей. Оказывается, часто в других регионах таким «неспортивным» методом защищают своих производителей: в ходе проверок надзорными органами подбрасывается якобы некачественная продукция, произведенная не на их территории.
А бывает, что на контрафакт просто лепят липовую этикетку с данными раскрученного производителя, чтобы заработать быстрые деньги. Однако надзорные органы зачастую не считают нужным разбираться в этих нюансах.
– Мы видим, что на Тюкалинском маслосыркомбинате соблюдаются санитарные нормы, персонал – в спецодежде, в помещениях чисто, – акцентирует Цыпленков. – На предприятии, цех за цехом, проводится модернизация оборудования.
Следующий цех – по производству плавленых колбасных сыров. Приятно пахнет дымком. Продукт этот, кстати, полностью натуральный, без добавления растительных жиров. А коптится сыр на осиновой или березовой щепе. То есть технология традиционная, никакого жидкого дыма.
И наконец, цех по производству цельномолочной продукции: молоко, кефир, сметана, творог и творожная паста. Ассортимент пока не очень велик. Это означает, что есть куда развиваться. В ближайших планах – запуск автоматической установки по производству творога без участия человека. Также в разработке – линейка питьевых йогуртов.
Если тюкалинские сыры и масло продаются везде, то цельномолочку еще поискать.
Оказывается, с торговыми сетями работать производителю не особо выгодно. Поэтому Тюкалинский маслосыркомбинат сделал ставку на собственную фирменную торговлю, а подстраховывается цельномолочкой, экономически так сказать. Уже работают 32 точки. В ближайших планах – довести их количество до 50.
То есть решается сразу несколько задач. Фирменная торговля – гарантия от подделок и неприятных ситуаций, когда честный производитель оказывается без вины виноватым. И не только.
– Собственная торговая сеть делает предприятие более стабильным и независимым, позволяет держать безопасный баланс, защищает от внешних факторов, – поясняет генеральный директор предприятия Александр Чернявский. – Вот, к примеру, могут отменить продуктовое эмбарго. Это сразу негативно отразится на отечественных сыроделах. Развитие же производства цельномолочной продукции на локальном рынке очень перспективно.
Александр Чернявский также рассказал, как предприятие противостоит тем, кто производит контрафакт под видом тюкалинской продукции, нанося удар по репутации предприятия, которое, к слову, в следующем году отметит свое 50-летие.
– Мы ушли от дистрибьюторских контактов, чтобы отслеживать всю цепочку «производитель – реализация». Для нас, чем прозрачнее рынок, тем лучше. Радует, что с 2018 года вводится электронная сертификация, система «Меркурий», что позволит отследить путь от молока до готового продукта. Надеемся, что это очистит рынок от недобросовестных производителей, – говорит Чернявский. – А когда кто-то на свой сырный продукт клеит этикетку, похожую на нашу, то сразу обращаемся в полицию.
Остается добавить, что Тюкалинский маслосыркомбинат производит впечатление динамично развивающегося современного предприятия. Это отметили все, кто бывал тут не раз. Буквально за пару лет изменился облик сразу нескольких производственных участков. А часть оборудования завезена и ждет монтажа.
Кстати, ни антисанитарии, ни чанов с пальмовым маслом мы не увидели.
Ольга Ложникова,
фото Татьяны Шакировой