В канун 90-летия омского радио мы позавтракали с бессменной радиоведущей Тамарой Муренец, которая приоткрыла завесу редакционной «кухни».
Сегодняшний день, 5 мая 2017 года – знаменательная дата для региона, 90 лет с начала радиовещания в Омской области. РИА «Омск-информ» позавтракало с легендарной бессменной радиоведущей Тамарой Муренец, голос которой звучит в эфире уже более 40 лет.
Тамара Валентиновна является победителем и обладателем Гран-при и первых премий множества творческих фестивалей и конкурсов. Ее авторские программы «Родник», «Подружка-частушка», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Танцплощадка», «Омский орган», «Рандеву», «Непознанная вселенная» и другие всегда были самобытными и вызывали живой благодарный отклик радиослушателей.
...1972 год. Майским солнечным днем юная студентка училища с трудом открыла тяжелую и неподатливую дубовую дверь Дома радио. Там проходила ее производственная практика. Девушку заметили и вскоре предложили должность старшего редактора, правда, на полставки. Хотя еще только предстояли госэкзамены в училище и надо было поступать в вуз, но судьба уже была решена. С тех пор прошло ровно 45 лет.
– Тамара Валентиновна, почему вас захватило именно радио?
– Если на телевидении, в газетах есть ротация, то на радио ее нет. Тут либо приживаешься, либо этого не происходит. Кто сюда пришел и подхватил некую «инфекцию», считай, это на всю жизнь. «Инфекция» никуда не исчезает, а лишь принимает новые формы. И ты с ней живешь. А прямой эфир – это вообще «наркотик», без которого существование немыслимо.
Чем отличается телевидение от радио? Там главное – картинка, над телепродуктом работает целая команда. А на радио при наличии трудолюбия, мозгов и знания техники можно сделать программу с нуля и до конечного результата самостоятельно. В этом невероятная прелесть работы на радио! Ты ни от кого не зависишь. Хотя, конечно, нас нельзя назвать одиночками. Ведь на радио собираются люди по принципу «мы одной крови».
– Вы по образованию режиссер, а работа радиоведущей ближе к журналистике...
– Чтобы работать на радио, нужно обязательно обладать навыками режиссуры. Потому что в любом материале, который идет в эфир, даже если это короткий информационный сюжет, обязательно должны быть интрига, кульминация, развязка, финал. А полный «пакет» знаний о журналистике я получала от своих учителей – старших коллег, в числе которых Галина Михайловна Суханова.
Однажды захожу к ней в кабинет, на столе среди толстых журналов – «Современная драматургия». Спрашиваю, зачем он ей. Отвечает: «Ты где работаешь? На радио, а это и есть драматургия». Радио интересно тем, что у тебя есть возможность раскрыть своего собеседника. И это будет уже спектакль на двоих. Радио воспитывает актерские способности в журналисте, а это очень важно не только для профессии, но и для жизни. На радио журналистика и режиссура совпадают по очень многим параметрам. Тут ты и Шерлок Холмс, и психолог в одном лице.
– В последние годы радио трансформируется. Если проанализировать радиостанции, все больше музыкальных, развлекательных каналов. На Ваш взгляд, какие традиции на радио необходимо сохранить?
– Что касается омского радио, я считаю, что оно должно рассказывать об омичах: писателях, поэтах, актерах и простых людях. Сегодня мы очень нуждаемся в положительном примере. Иногда я смотрю телевизионные шоу и думаю: «А ведь было такое понятие, как человек труда, герой своего времени». Сейчас, к сожалению, герои своего времени – бомжи, драчуны, сквернословы. Это неправильно. Ставку надо делать на порядочных людей. Потому что только так мы сможем остаться на плаву.
В своих программах я опираюсь на омский материал, потому что мне интересно, что за люди живут в моем городе. Я сама коренная омичка, выросла здесь, живу и работаю всю жизнь в Омске, поэтому мне интересно, что происходит здесь, а не где-нибудь еще.
– Вы бы посоветовали начинающим журналистам идти работать на радио?
– Скорее нет, особенно девушкам. Радио тебя поглощает полностью, семья оказывается на втором плане. Мой взрослый сын однажды мне сказал: «Мать, а ты ведь ни на одном моем утреннике в детском саду не была».
В то же время могу сказать, что работа на радио – это великое счастье!
Но надо осознавать, что это и колоссальный внутренний труд, нужно постоянно находиться в информационном поле, читать газеты. И, конечно же, слушать радио. Слушая коллег, я до сих пор, словно шляпку, примеряю на себя какие-то их приемы, иногда отмечаю, что вот это можно и перенять. Я до сих пор считаю себя ученицей, а не мэтром, несмотря на то количество лет, которые отданы работе на радио. Мой роман с радио продолжается и развивается.
– Что читаете и что слушаете?
– Много лет покупаю газету «Секретные материалы», там печатаются серьезные люди, много интересного о литературе, об истории России. А слушаю только «Радио России» и «Маяк». Остальные раздражают. Не потому что я человек старой формации, а просто не переношу словоблудия, которого все больше в радиоэфире.
– На Ваш взгляд, какое будущее у радио, есть ли оно вообще?
– На этот вопрос отвечу легко. Несколько лет назад мне попал в руки журнал «Радио в Америке» на русском языке. Так вот, американцы, а это деловые люди, из всех СМИ предпочитают именно радио. Они не сидят на диване, а в машине есть что? Радиоприемник. Не знаю, как сейчас, но в США много лет существовала традиция: обращение президента звучало по радио и только по радио.
Радио, на мой взгляд, нужно развивать. Сейчас, кстати, в Москве ни одно новое здание не сдается без радиофикации. Мы живем в век техногенных катастроф: накрылось ваше электричество, и что? В случае ЧП радио сделает свое дело.
В тех же США, к примеру, колоссальное количество радиоканалов для незрячих, им читают книги, газеты. Радио считается более действенным и с психологической точки зрения, ко всему прочему, оно мало затратно и рентабельно. Наконец, радио полезно для здоровья! Оно успокаивает, отвлекает, оно позитивно.
– Тамара Валентиновна, завесу «радиокухни» вы несколько приоткрыли, спасибо. А теперь несколько вопросов о еде. Вы любите готовить? Есть коронные блюда?
– С тех пор как сын повзрослел и стал жить отдельно, стала готовить мало и почему-то уже не так вкусно. А вот раньше у меня собирались омские музыканты и всем очень нравилось, как я готовлю.
Сын любит мои щи, плов, который делаю, как меня учила еще свекровь, классический. С возрастом еда играет все меньше роли в жизни. Полюбила простую еду. Капусту, которую сама квашу, люблю запечь картошку мелкую. Можно сделать надрез, туда масло, завернуть в фольгу. Но это, если есть желание произвести впечатление. А так я просто очень хорошо мою клубни, кладу на решетку, отправляю в духовку. Это что-то невероятное, когда надрезаешь печеную картофелину! Отлично сочетается и с маслицем, и с капусткой, и с огурчиком. И с рюмочкой!
Завтрак обязателен. Поскольку болеть нынче дорого, значит, надо приобщаться к здоровому образу жизни. Утром чаще всего варю овсянку. Я очень люблю всякую кухонную технику, поэтому мультиварка у меня появилась сразу же, как только их начали продавать. Завтрак получается просто роскошным, когда есть мясо.
Покупаю кусок хорошей говядины, вырезку, нашпиговываю морковью, чесноком. Очень хорошо промариновать мясо заранее. Закладываю в емкость лук, морковь, ставлю на режим «Выпечка».
– В каких ресторанах бываете?
– Раньше очень любила «Гермелин», пока там кухня резко не испортилась. Захаживали в «Монплезир» с подругами. Однажды удивили официантку. Заказали в ресторане французской кухни водку, селедку и винегрет. Причем мы съели всю селедку, когда попросили еще, ее больше не было.
– Тамара Валентиновна, спасибо за беседу. Хотелось бы в Вашем лице поздравить всех, кто связан с омским радио. С юбилеем!
Беседовала Диана Питерская,
фото Татьяны Шакировой