Разбираемся, какими продуктами питания можно отравиться и почему мы платим за плодоовощную продукцию из Средней Азии в 10 раз дороже?
Походы за продуктами оставляют все более ощутимые бреши в бюджете омичей. Уже и лето перевалило за середину, а цены на сезонную плодоовощную продукцию остаются пугающе высокими. Не радуют цены и на бакалею, мясо, рыбу. Сможем ли мы хоть немного сэкономить на продуктах в ближайшее время и почему никто не бьет тревогу по поводу дороговизны самых необходимых товаров?
Мы объективно беднеем?
По результатам свежего опроса Сбербанка с интересным названием «Потребительский индекс Иванова», выяснилось, что доля расходов на еду продолжает расти. Во втором квартале этого года россияне тратили в среднем 38,9% от своих доходов, что на 0,7% больше, чем годом ранее. Это может говорить как об опережении продовольственной инфляцией роста реальных доходов, так и об их снижении. Что вообще означает эта цифра — около 40% расходов на еду? Ничего хорошего точно.
По западным критериям именно долей твоих расходов на еду измеряется, кто ты: богатый, бедный или нищий. От 30 до 60% от дохода на еду тратят бедные люди, а свыше 60 уже нищие. Что ж, до нищеты у нас еще имеется приличный «люфт».
Почему нас «подвели» фрукты, ягоды и овощи?
До недавнего времени мы видели необычно высокие цены на косточковые: абрикосы, персики, черешню. За последнюю неделю черешня в Омске неожиданно подешевела — с 350-400 рублей до 200-250 рублей. До Сибири общие тенденции доходят с опозданием. В Европе цены на последние партии черешни за минувшую неделю наоборот, выросли в среднем в 1,5 раза. - По данным аналитиков рынка.
Черешня из Средней Азии оказалась в этом году не лучшего качества, ее привозили недозрелой и она вместо того, чтобы «доходить», частенько портилась. Поставки в Омск шли с перебоями, азиатская черешня не смогла составить конкуренцию европейской.
Последнюю, неожиданно подешевевшую черешню можно купить как в федеральных сетях, так и на фруктово-овощных развалах Омска.
Цены на другие косточковые тоже снижаются. Но это слабо радует, если понимать, сколько они стоят на самом деле. К примеру, цены на абрикосы в Таджикистане и Узбекистане около 30 центов (20 рублей) за кг, а у нас — в среднем 1,8 доллара (100-120 рублей). Также мы едим самые дорогие персики. Есть подозрение, что самые дорогие в мире. В той же Белоруссии они тоже привозные, но стоят в полтора раза дешевле. Тем не менее, за последнюю неделю персики подешевели даже у нас.
Ожидается снижение цен и на сливу. Тут ценообразование еще интереснее. Если в Средней Азии слива стоит около 15 центов, то у нас почти на порядок дороже — около 100 рублей.
Чем можно объяснить столь высокую маржу? Очевидно, что на ценах сказывается отказ от поставок из ряда европейских стран в ответ на санкции Запада. Конкуренции поставщики из Средней Азии не видят и могут себе позволить торговую накрутку в 5-10 раз.
Кроме того, создается впечатление, что уличные продавцы ориентируются на торговые сети, а торговые сети интересуются лишь высокими прибылями. Почему-то в большинстве сетей предпочитают фрукты и овощи сгноить, нежели вовремя сделать уценку.
Высоковаты цены для второй половины июля и на помидоры, огурцы, баклажаны, кабачки, перцы. Более менее стабилизировались цены на белокочанную капусту, репчатый лук, а картофель нового урожая пока дороговат.
Холодный июнь в Омске не мог не сказаться на ценах на ягоды. Клубнику и малину садоводы продают дорого, 180-200 рублей за литр, это около 400 рублей за кг. Процентов на 20-30 ниже цены на продукцию из питомников. Наконец-то появилась земляника и/или клубника лесная. Непонятно, какой будет нынче урожай и сумеют ли дары леса хоть немного сбить цены на ягоды. Несколько лет назад такое чудо происходило.
Что будет с нашими местными овощами, пока также неясно. Холодный июнь сменился жарким июлем. Не дошло бы до серьезной засухи. Все же иметь в достатке местную продукцию в нынешних условиях становится весьма актуальным.
Молоко, мясо, яйца
Свинина традиционно взлетает в цене к маю. Во всем виноваты любители шашлыков. И это не шутка: спрос резко возрастает. Но уже к середине лета и федеральные сети, и фермерские магазинчики цены на мясо и птицу возвращают к исходным показателям.
Традиционно снизились цены на яйцо куриное. Причем, у фермеров можно купить по 40 рублей за 10-к. Если в федеральных сетях мало что меняется в зависимости от времени года, то фермеры ведут себя гибче. Последние снижают цены на молоко и молочную продукцию, а федералы — нет.
Молочные продукты, кстати, бывают опасными. Так, Роспотребнадзор по Омской области за полгода обнаружил аж 34 пробы фальсифицированной молочной продукции. Как рассказала начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения и питанием населения управления Роспотребнадзора по Омской области Марина Бойко, молоко, масло и кисломолочные продукты следующих производителей оказались с нарушениями. Это Каменский маслосыркомбинат, «Молпродукт» из Республики Казахстан, Московский завод плавленых сыров, ПК «Айсберг-Люкс» и «Айсберг-Плюс», «Белмолпродукт» (Белгородская область), «Меркурий» (Челябинская область), «Наша ферма» из Санкт-Петербурга, «Белая река» (Краснодарский край), молочная компания «Ново-грудские Дары», «Здравушка-милк» из Республики Беларусь. Впрочем, выводы Роспотребнадзора означают лишь то, что продукт не соответствовал заявленным свойствам на маркировке товара. Иными словами, если где-нибудь в гараже на упаковку сливочного масла неизвестного происхождения наклеили этикетку раскрученной марки, страдает репутация честного производителя. А барыга, как правило, отделывается легким испугом. То есть, тот же «Белмолпродукт» у себя в Белгородской области может сильно удивляться, что у нас, в Омской области, накрыли якобы его фальсифицированную продукцию.
Больше чем ложь?
Но вернемся к ценам. Почему же складывается впечатление, что вообще никого не интересует ценообразование на продукты питания, как сети, так и мелке игроки рынка делают, что хотят, а люди тратят на еду все больше. И, соответственно, с каждым годом, месяц от месяца двигаются к отметке «нищета»?
Что касается властей всех уровней, они ориентируются на данные статистики. А там мониторят цены на социально значимые продукты питания. Их всего-то 25. Картинка, которую «рисует» Омскстат выглядит не так уж плохо. «Потребительская инфляция в Омской области в июне 2019 года соответствовала уровню июня предыдущего года и составила 100,2 процента (в мае 2019 г. – 100,3%). Впервые с начала года снизились цены на продовольственные товары (на 0,5%)», - утверждает Омскстат. И ведь не поспоришь. Цены на основные социальнозначимые товары приводятся вполне реальные. Что-то дорожает, что-то дешевеет. В среднем рост цен незначительный.
Просто люди сами виноваты, что летом им подавай черешню и персики, а весной они хотят дешевых яблок.
Что касается торговцев из Средней Азии, России сама расчистила для них рынок. В начале августа мы отметим уже пятилетие российского продовольственного эмбарго, которое наш президент ввел в ответ на санкции Запада. И оборотная сторона этой меры как раз дороговизна как овощей-фруктов, так и всех остальных продуктов питания. Самую большую опасность продукты питания этим летом представляют для кошельков омичей.
Ольга Ложникова.