Корреспондент РИА «Омск-Информ» проник за заборы нескольких предприятий и выяснил, чем кормят трудовой люд. В некоторые точки пускают и омичей «с улицы».
Не так давно мы прошлись по городским столовым, и оказалось, что в Омске сейчас есть вполне приличные точки общепита с качественной едой и очень даже невысокими ценами. Так что омичам есть где перекусить.
А там, за забором предприятия? Там рабочего человека чем и как кормят? В советские времена столовая на заводе или фабрике была нормой, иного и не представляли. А теперь? Конечно, теперь не все в состоянии содержать у себя на территории и на балансе точку общепита, где-то людям приходится еду с собой на работу приносить, бегать в ближайшие кафе или вовсе работать без обеда на одних перекурах (там, где их еще совсем не запретили).
Но на солидных предприятиях о трудовых коллективах думают. И их кормят. И даже со скидками.
Вот получил я задание пообедать в заводских столовых. Дело это оказалось не таким простым, как казалось. Но кое-где я все-таки пообедал, посмотрел, как обедают другие, а заодно пообщался с такими же, как я, столующимися.
ЗСЖБ-5: сносно, но недешево
Начнем по порядку. По своему опыту давно знаю завод сборного железобетона №5, крупнейшее предприятие, производящее железобетонные конструкции для строительства жилья. Помню еще, что этим железобетонным заводом долгое время руководила женщина, заслуженный строитель России Зайцева.
Сейчас предприятие по-прежнему, как и тридцать лет назад, выпускает железобетон для жилых домов, а бывший директор Зайцева, говорят, руководит где-то в строительстве. Но столовая на заводе по-прежнему работает. Людей кормит. Она находится на заводском балансе, а часть продуктов для нее, говорят, приобретается по бартеру в обмен на железобетон. Рабочих кормят бесплатно из расчета сто рублей за обед. Инженерно-технические работники обедают за деньги, «под зарплату», а цена для них в полтора раза ниже, чем для просочившихся в столовую посторонних. Так что мне светила цена «по полной».
Потому я и решил взять скромненько: картофельное пюре с куриной котлетой и фаршированным перцем. Все. И это все обошлось мне в 118 рублей. Обед я бы назвал вполне съедобным, если не считать, что фаршированный перец показался мне безвкусным. Может, показалось только? Тем более, что Наталья, работница одного из отделов завода, обедавшая за соседним столом, считает, что кормят в столовой хорошо.
– Здесь мне нравятся блюда из курицы, – говорит она. – Например, куриные грудки с ананасом. Да и к чаю много вкусного, хотя и покупного. Запеканки неплохие, фруктовые десерты.
Сама Наташа взяла на обед сегодня картофельное пюре (грудки с ананасом в меню не значилось) с куриной котлетой и салат из капусты (чай она не берет, его она пьет в кабинете). На сколько поела – не знает, берет-то «под запись», но специально для меня сбегала к кассе и выяснила, что ее обед потянул на 48 рублей. Кстати, мой, если б я работал каким-нибудь формовщиком на заводе, обошелся мне в 80 рублей. Но, увы, я посторонний.
И, кстати, я не один такой. Здесь же обедал водитель «Стройподряда» Виктор, приехавший на ЗСЖБ-5 за плитами. И обедает он здесь часто.
– И как кормят тут, Виктор?
– Неважно кормят, – отхлебывая от второго стакана с чаем, говорит он. – Невкусно и выбор небольшой. В меню из первых блюд только рассольник и все. Картофельное пюре холодное. Вот я взял к этому еще печень, два чая и два хлеба. И заплатил 100 рублей. Дорого, особенно по сравнению с другими столовыми. Например, на заводе трубной изоляции в столовой и выбор больше, и готовят вкуснее. И дешевле гораздо: за такой вот обед там я бы отдал не больше сорока рублей.
Меню я специально поизучал. Раздел первых блюд выбора действительно не предполагал: только рассольник. Во вторых блюдах выделялось мясо тушеное с грибами по 33 рубля за порцию, но мяса на раздаче мне не предложили: то ли его до меня съели, то ли оно вообще только в меню значилось.
А в принципе, уезжая, думал я, вполне сносно.
Завод им. Козицкого: мимо кассы
В следующий раз я решил пообедать на приборостроительном заводе имени Козицкого. Остался в памяти моей тот день лет семь назад, когда после интервью с тогдашним директором завода Владимиром Алексеевичем Деречей мы отправились пообедать в заводскую столовую. При этом никаких VIP-залов для директора, общий – для всех. Вот тогда, я помню, удивился: взяв первое, второе, салат и компот, заплатил всего… 19 рублей.
А как сейчас? Звоню начальнику службы управления кадрами и режима Александру Яценко, объясняю, что хотел бы просто пообедать и оценить кормежку приборостроителей. Александр Иванович заерзал: да у нас уже нет столовой…
– Как это нет?
– У нас комната приема пищи, нам готовые блюда привозят…
– И хорошо, посмотрим, попробуем.
– Нет, не хотелось бы, мы на нелегальном положении…
– ????
– Лицензии у нас нет, столовая не зарегистрирована. СЭС увидит – нам влетит. Лучше нам не светиться.
В общем, понял я, что обеды по 19 рублей на заводе им. Козицкого канули в лету и что Александр Иванович Яценко придумает что угодно, лишь бы не пустить меня на завод, на котором, кстати, я бывал десятки раз.
Так что с приборостроительным заводом я остался без обеда.
НПО «Мир»: только для своих
Зато на НПО «Мир» чинить препятствий корреспонденту не стали, предупредив, правда, что в столовую – пожалуйста, а вот покушать, извините, не получится, поскольку количество порций, привозимых в столовку равно количеству едоков.
Я не обиделся, вспомнив, что редакция посылала меня на задание не самому наедаться, а смотреть, как это делают члены трудовых коллективов. Тем более, что меня сопровождала обаятельная специалист по рекламе НПО «Мир» Катя Мухамедова. В столовой, которая по внешнему виду даст фору многим кафе в городе, Катя рассказала, что еду сюда уже неделю как привозит компания «Апрес». До нее возила другая фирма, но ее отставили, говорят, из-за нареканий по качеству. Правда, говорит Катя, у этих новых цены на 15 процентов выше, чем у прежнего поставщика, и это ей не нравится.
А еще здесь 30 процентов стоимости обеда оплачивает предприятие. Остальные 70 снимаются с зарплаты. Так что, на работу в НПО «Мир» вполне можно ходить без денег. Меню на предприятии утверждают в начале месяца на весь месяц. Между прочим, в НПО «Мир» есть и постное меню – для тех, кто действительно соблюдает православный пост. В этом меню в день моего пребывания в столовой значились картофельная котлета, хлеб, кетчуп и соевый соус. Все удовольствие ровно на 31 рубль.
Поскольку кормить меня здесь отказались, мне оставалось углубиться в изучение меню. И тут я согласен с Катей Мухамедовой: цены не слишком заманчивы, даже с учетом уже произведенной 30-процентной скидки. Судите сами: овощной салат – 31 рубль, мясной – 34. Свинина «По-княжески» с грибами обойдется в 75 рублей, плов из куриного филе – в 38, а минтай жареный – в 30 рублей. Картофельное пюре стоит 12 рублей, ровно вдвое дороже, чем в столовой на ЗСЖБ-5.
И мы с Катей Мухамедовой не одни так думаем. Пересаживаюсь за соседний столик и знакомлюсь с Владимиром Вячеславовичем.
– Кормят однообразно, – откликается он. – И цены высокие, на улице они ниже. Если дают мясо, то каждый день одинаковое, если рыбу – то одну тилапию какую-то. Вот сегодня только как-то минтай случился.
– А вкус, Владимир Вячеславович?
– Вкус? Ниже среднего. У меня желудок чувствительный, изжога часто бывает. Хотя говорят, что все всегда свежее, только приготовлено.
Рядом обедают две девушки. У них, надеюсь, с желудками все в порядке. Иду к ним. Алена оценивает еду как среднюю по вкусу, считает, что лука везде кладут слишком много и все чересчур дорого. У Насти другие претензии: в котлетах и тефтелях много сои, встречаются картофель и морковь непроваренные. Однако этот поставщик все же лучше прежнего, у которого «в супе одна вода была». В итоге обе – и Алена, и Анастасия – поставили своей столовой за еду по тройке с плюсом. И мне остается им верить, одновременно отдавая должное предприятиям, которые берут на себя часть затрат на питание своих людей.
ОАО «Омсвинпром»: после часа дня – вход свободный
Это относится и к ОАО «Омсквинпром», в столовой которого до 13 часов обедают только собственные рабочие и извне к раздаче даже мышь не проскочит. А вот после часа дня вместе с ИТР можно прийти и с улицы. И поскольку я как раз тот человек с улицы, мне пришлось минут сорок убивать время, шляясь по разным соседним конторам.
Но через сорок минут я уже читал меню на стене перед раздачей и делал разоблачающие меня выписки. Слава богу, бдительности никто не проявил и никто ко мне не привязался. В меню на первое предлагались щи и рассольник, на второе – котлета «по-хлыновски» (кто такой Хлынов и почему он прославился на Винпроме котлетами, даже не спрашивайте), перец фаршированный, свинина тушеная с грибами и филе морского языка. Цена вторых блюд: от 22 рублей за филе языка до 28-ми – за свинину. За щи нужно отдать 7 рублей, за рассольник – 9. Еще в меню четыре салата, четыре гарнира по цене от 6 до 4 рублей.
Важная деталь: это все цены для своих. Для таких, как я, «с улицы» – цены нужно умножать надвое. Поэтому полпорции щей и горошница с котлетой по-хлыновски обошлись мне в 63 рубля. Если бы мне посчастливилось быть работником «Омсквинпрома», то 31.50 я мог на обеде сэкономить.
Кстати, после 13 часов в столовой вообще стало пусто. Работницы за раздачей явно скучали. А я подсел за стол к водителю Сергею, который поставил свой автомобиль под загрузку. Обедает Сергей здесь впервые. Ну, и как?
– Котлета ничего, – говорит он. – А картофельное пюре не очень.
– Что в нем не очень?
– В картошку надо масло класть и молоко добавлять. Пюре-то совсем сухое. А так – неплохо. И цены нормальные.
И я с тезкой был согласен. Тем более, что факт: в столовой ОАО «Омсквинпром» я поел почти вдвое дешевле, чем на ЗСЖБ-5. Пустячок, как говорится, а приятно.
В конце, как водится, у меня должны быть выводы. Мол, что понял и как понял. Что ж, выводы у меня найдутся. Ровно два.
Первый на поверхности. Сегодня каждое уважающее себя предприятие старается этому уважению хоть как-то соответствовать. Забота о питании своих работников уже само по себе вызывает уважение и своих, и чужих. Мне, когда я знаю, что у завода есть своя столовая, становится ясно, что он «на ногах», что работает прибыльно и устойчиво.
Второй вывод, неочевидный. Вот три случая, и в каждом из них часть финансовой нагрузки берет на себя предприятие. Хорошо? Кто ж скажет, что плохо? Я, наверное, один и скажу: заметьте, качество пищи ни на одном из предприятий не получило у людей высокой оценки. Вроде бы, на вкус и цвет… И все же в этом вижу закономерность: предприятие, дотируя свою столовую, а в конечном счете своих людей, считает собственную задачу выполненной. А что касается качества пищи, то по цене вдвое дешевле и так съедят.
И ведь едят. И довольны.
Сергей Комаровских
Фото из открытых интернет-источников