За завтраком с «Омск-Информом» психотехнолог Наталия Талисман рассказала об особенностях бизнеса в регионе и о замене ужина ради стройности.
О Наталии ТАЛИСМАН в Омске узнали около года назад. Она ярко заявила о себе сразу на нескольких площадках как психотехнолог и как астролог, многие омские СМИ опубликовали ее прогнозы в отношении новых первых лиц города и области. Спустя год можно говорить о том, что те прогнозы в основном сбылись.
Несколько месяцев Наталия Талисман сотрудничает с РИА «Омск-Информ», ее астропрогнозы наши читатели видят в спецпроекте «Еда в Омске». А еще Наталия является пиарщиком нутриевой фермы своего мужа. Нюанс в том, что нутрии выращиваются на мясо.
– Наталия, вы приехали из европейской части России в Сибирь, из города-миллионника – в небольшую деревню. Что подвигло на такие радикальные перемены в жизни?
– Мой муж Евгений Руднев – омич, у него возникло желание заняться сельским хозяйством. Друзья предоставили нам возможность временно пожить в их доме в деревне Увальная Бития Саргатского района, пока мы не заведем свое хозяйство. Сейчас мы достраиваемся.
– Вы переехали 2,5 года назад, а почему «светиться» начали не сразу?
– Полтора года мы занимались войной за землю, и у меня не было возможности работать, выходить на рынок.
– Вы себя позиционируете как психотехнолог, психодизайнер, консультант, бизнес-тренер, коуч, ароматерапевт… Так кто же такая Наталия Талисман?
– Психотехнолог, в первую очередь. В ноябре будет 20 лет, как я занимаюсь частной практикой. Все эти годы я обучалась новым технологиям, каждая из которых цепляется одна за другую, дополняет одна другую. А начиналось все с того, что я работала ассистентом у целителя и многому у этого человека научилась.
Затем была консультантом у своего брата. Он занимался бизнесом в крупной компании. Я помогала ему решать внутренние проблемы и делала прогнозы по предстоящим сделкам. Когда брат ушел из жизни, стало сложно. Мне пришлось начинать все с начала, был необходим новый источник дохода. Например, массаж – это достаточно легкий и эффективный способ заработать деньги. Но – не дает тех денег, которые хотелось бы. Хотя массаж практикую до сих пор.
В компании, где работал брат, использовались очень интересные технологии по управлению. Они были жесткими и на определенном этапе при помощи этих знаний мы выстраивали с клиентами внутреннюю тайную жизнь их бизнеса.
А к тому времени как эта технология устарела, я столкнулась с международной системой менеджмента качества ISO 9001. Мне очень понравились принципы и подходы этой системы бизнес-управления. Часто во время консультации бизнесмена, который пришел с психологической проблемой, сталкиваешься с тем, что корень – в непонимании человеком, чем он на самом деле занимается. Он нервничает изначально из-за того, что его бизнес не структурирован.
В России бизнес, к сожалению, системно неграмотен. Чтобы работать с предпринимателями на ином уровне, мне пришлось серьезно обучаться стандарту ISO 9001. Я училась несколько лет на базе Волгоградской Торгово-промышленной палаты. Мой учитель – академик по качеству Владимир Борисович Хлебников.
– Талисман – это настоящая фамилия?
– Фамилия эта, скажем так, плод моего труда. Когда я стала для друзей талисманом, то эта фамилия появилась в паспорте.
– Вы переехали относительно недавно, какое впечатление от Омска, региона в целом?
– Когда мы у православного батюшки просили благословение на отъезд и сказали, что мы едем в Сибирь, он просиял. Сюда мы ехали на машине. На одном из постов ГИБДД, еще в Волгоградской области, нас с непониманием спросили: «Как, вы едете на север, в Сибирь?». Вот такие контрасты.
Я много поездила и по России, и по странам СНГ. Кажется, что везде все по-разному устроено, на самом деле, это не так. Все зависит лично от тебя. У человека успешного – везде будет успех, у неуспешного – будут неудачи.
С точки зрения внешнего впечатления. Омску 300 лет, его никто не бомбил, здесь есть цвет интеллигенции. Прожив в Волгограде 20 лет, который построили зеки, потом там осевшие, понимаешь, что город был отстроен заново, но он не возродил традиции своей 400-летней истории.
Для меня Волгоград – это новый, не сформировавшийся город. Сама я родом из Ростова-на-Дону. Ростов – город, которому 250 лет, его не разбомбили во время войны, он сохранил купеческие традиции начала 20 века. Ростов – город щедрых мужчин. В Ростове ты отдаешь 10-20 процентов своего бизнеса, и тебе предоставляют территорию для работы. В Волгограде у тебя забирают 60 процентов бизнеса, соответственно, на рынок ты сам не заходишь, и бизнес свой не развиваешь. В последнем, кстати, у Омска есть схожесть с Волгоградом.
В Волгограде дошло до смешного. Там открылась МЕГА, но ИКЕА там нет. Почему? В Омске ИКЕА есть, значит, тут работают гибче! (смеется).
Волгоград – не просто консервативный, это очень тяжелый город. Как-то туда приезжала Юлия Варра (известный преподаватель Тантры, ведущая секс-тренингов и владелица свингер-клубов в Москве – ред). Она сказала такую характеризующую фразу: «У меня в Волгограде чиновники денег попросили больше, чем в Москве».
…Омск, на мой взгляд, красивый, интересный город. По работе столкнулась с городским Центром поддержки предпринимательства. Сотрудничество понравилась, надеюсь с ним работать дальше.
Мне очень помогла администрация Омской области. Всегда есть отклик на предложения. То, зачем я туда пришла, я получила. Здесь всегда корректно отвечают, всегда перезванивают.
– А с чем вы туда обращались?
– Например, с просьбой об информационной поддержке самой идеи разведения нутрий.
Мы написали письма в минэкономики и в министерство сельского хозяйства и продовольствия: «денег не надо – помогите информацией». В результате прошли сюжеты о нашей ферме не только на областных телеканалах, но даже попали на канал «Россия». Да про нас вся страна узнала!
Второй важный момент: нам предложили бесплатно поучаствовать на выставке «Агро-Омск». Было общение, были сюжеты. Для нас это очень существенная помощь. Да, нам нужен пиар. Пиар самой идеи мясного нутриеводства. Самое смешное, многие ведь даже не подозревают, что нутрий едят.
Люди не знают, что мясо нутрии – это очень вкусно. Раньше, когда в зверосовхозах нутрий выращивали ради шкурок, тушки скармливали собакам. А это не просто деликатесное мясо, оно помогает при лечении больных бронхиальной астмой и туберкулезом.
Парадокс, но пока единственная инстанция, с кем отношения не сложились, – это администрация Саргатского района. Были неоднократно на приеме у главы, но взаимопонимания не случилось.
Был вопрос главе района: «Почему о нас не пишет местная пресса?». Получается, что мы – повод для сюжета канала «Россия», но не для Саргатки.
– Расскажите подробнее о разведении нутрии как бизнесе.
– Для того, чтобы нутриевая ферма стала бизнесом, поголовье животных должно быть не менее тысячи. Сейчас у нам их чуть больше сотни, и пока это тот максимум, который может вместить имеющиеся помещения. Но мы строим большой сарай на 1000 голов.
Благодаря информационной поддержке, кстати, уже удалось продать больше сотни голов, это и племенные животные, и на мясо.
В целом, животноводством заниматься непросто. Вот такой пример. Чтобы выехать с нутриями из деревни, нужно взять справку у ветврача в деревне, чтобы выехать из района, нужна справка от районного ветврача. Если за пределы области – то нужно брать справку уже в области. Подобные правила очень осложняют бизнес. По моим ощущениям, животноводство у нас целенаправленно уничтожают.
Мясо нутрии уникальное, как я уже говорила, используется при лечении бронхиальной астмы и туберкулеза. Кроме легочных, оно полезно при сосудистых заболеваниях. Жир нутрии не топится, как у свиньи, он жарится и очень вкусный. Живность эта водоплавающая, жир с мясом слоями перемешан. Мясо интересное. Вопрос в умении его готовить. Пока шкурки нутрии – побочный продукт. Но есть мечта поставить пошивочный цех. А еще в планах – овцеводство.
– Кто покупает мясо?
– Те, кто был на юге России, и знают, что такое нутрятина, заказывают мясо, причем предложение превышает спрос. У нас пока их столько не выросло, мы сами не наелись нутрятины, она у нас только по праздникам.
– Чем кормите?
– Нутрия неприхотлива, она ест любые зерновые, корнеплоды и сено. Утром даем сено, днем запаренный овес.
– Мясо дорогое?
– 500 рублей килограмм. Себестоимость мяса высока в силу суровости климата. Нутрия – животное теплолюбивое, и на зиму ей необходимо отапливаемое помещение.
– На сбыт в рестораны есть прицел?
– Со временем, думаю, да. Ресторанам нужна постоянная поддержка ассортимента. Когда вырастет 500 особей, можно будет говорить с рестораторами. На «Дне шефа», кстати, пройдет дегустация нутрятины.
– Расскажите, что это за мероприятие?
– «День шефа» – это площадка, в открытом доступе для всех предпринимателей, не только нашего региона – всех, кто хочет познакомиться с местным бизнесом.
В Волгограде уже несколько лет проводится «День шефа». И там это единственная информационно-развлекательная площадка, куда люди приходят отдыхать, чтобы работать и работают, чтобы отдыхать. Владельцы бизнесов приходят туда в поисках новых интересных знакомств, либо чтобы просто провести время.
Мониторинг волгоградских встреч показывает, что на «День шефа» приходят попить водки в хорошей компании, пообщаться, или чтобы себя представить. Мероприятие предусматривает презентацию. Первый «День шефа», который пройдет 18 октября, станет своеобразным открытием делового сезона в Омске.
– В Омске несколько предпринимательских организаций, все друг друга знают, зачем еще какая-то площадка?
– То, что все друг друга знают, это иллюзия. Члены разных общественных предпринимательских организаций не имеют площадку, где они могли бы пообщаться. Где собрались бы первые лица компаний, которые ищут партнеров.
В Волгограде на первый «День шефа» пришло сто человек, а на пятый год заказывается зал уже на 400 мест.
В программе праздника – представление «акул» бизнеса, бизнес-презентации, дегустации, вручение призов, наград, поздравления. А также кофе-брейки, музыкальные паузы. И, наконец, розыгрыш призов, конкурсы, интеллектуальный аукцион. Ну и как же без банкета! А еще будет много подарков и шикарнейшее музыкальное сопровождение.
– С кем удалось наладить контакты?
– Со всеми предпринимательскими общественными организациями, их в Омской области двенадцать. Сама я являюсь членом «Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства». В течение ближайшего года, возможно, войду в другие предпринимательские организации. Плюс ко всему я создаю свою организацию, не связанную с политическими аспектами.
Бизнес в России – это бизнес личных коммуникаций. Тебя знают – тебя приглашают, не знают – не приглашают. Хотя есть региональные особенности. Как я уже говорила, в Ростове неважно, знают тебя или нет, главное, есть ли у тебя деньги. В Омске к деньгам нужны связи. А в Волгограде – нет связей, и деньги не помогут.
– Наталия, не могу не сделать в вашу сторону комплимент, вы заметно постройнели. (За завтраком моя визави позволила себе лишь чашечку кофе. Сейчас она – на жесткой диете, близкой к полному отказу от пищи).
– Привожу себя в порядок. К еде у меня свое, особое, отношение. Когда маленький человек растет, у него есть три основные потребности: поесть, поспать и сходить в туалет. Вырастая, человек должен психологически становиться зрелым и находить уже другие удовольствия.
Но очень большая масса россиян зависла на этих трех удовольствиях, и не желает взрослеть. Это меня огорчает. Народ незрелый, не умеет получать удовольствие от чего-то еще. Я, например, книжку читаю, и не замечаю, что я голодная. Значит, организм в калориях не нуждается. Ужин вполне можно заменить книжкой, прогулкой, просмотром хорошего кино. (Подробнее – Наталия Талисман рассказала, как скорректировать и сохранить свой вес).
– Но сами-то что-то готовите для своих близких, ну и себя чем-то вкусным радуете, когда не на диете?
– Я была в очень многих ресторанах разных стран и городов благодаря своей работе. И стала гурманкой. Перепробовав массу блюд, остановилась на кавказской кухне. Повезло встретиться с людьми, у которых удалось что-то перенять.
Я очень хорошо готовлю кавказские блюда. Великолепно получается именно мясо. Не очень люблю все остальное. Хотя периодически балую семью печеным. Наша семья уже давно «присела» на баранину, на нутрятину. Едим домашних кур и уток.
В свое время я прошла обучение аюрведе, где специи являются одним из основных аспектов, влияющих на наше здоровье. Пройдя такой курс, научилась ими пользовать. Специи покупаю на рынке, ниоткуда не заказываю. Очень люблю гранатовый соус. В Омске с ним проблема. Я привожу гранатовый соус из Волгограда, беру у азербайджанцев на рынке. А здесь видела в дорогих магазинах, импортный, по сильно завышенной цене.
Кстати, в Омске мне очень не хватает магазина эксклюзивных продуктов. К примеру, в волгоградском магазине «Гурман» можно купить 80 процентов тех товаров, которые есть в Европе. Это и сыры, и колбасы, и чай, и кофе – из Европы. До 18 сортов масел – кунжутное, масло грецкого ореха, виноградной косточки, фисташковое.
Вообще я считаю, что человек должен всегда вкусно есть, а не только по праздникам. Праздник для меня – общение с друзьями, когда не важно, что на столе.
Беседовала Ольга Ложникова
Фото Татьяны Шакировой и из архива Наталии Талисман