Новый год не за горами, а значит, лучше заранее выяснить, какие шпроты приобрести к праздничному столу. Дело это непростое, как кажется.
Если помните, недавно мы дегустировали салаты, купленные в супермаркетах, и определяли, какие из них лучшие (этот материал вы найдете тут). И тогда в одном из комментариев пользователь нас слегка укорил: мол, салаты есть невелика премудрость, вот пусть шпроты попробуют. И хотя выглядело это легкой угрозой, нас это не смутило. Мы решили взяться за шпроты. И теперь докладываем, что из этого вышло.
Вообще-то шпроты – это деликатес и дефицит советских времен. Те, кто постарше, помнят из своего детства, что шпроты были несравнимо вкуснее, на оливковом масле и еще – рыбка к рыбке, одна к одной. «А сейчас открываешь банку, а там масло, непонятно какое, да еще вперемежку с водой, и рыба внушает подозрения», – написал один из омичей. Уж не тот ли, что отправлял нас шпроты дегустировать? А шпроты действительно вместе с мандаринами и оливье составляли обязательное условие новогоднего стола в каждой квартире.
К истории вопроса
Шпроты принадлежат к роду мелких морских рыб семейства сельдевых, их длина достигает 18 сантиметров, масса 12 граммов. Время жизни до 6 лет. Кормом является мелкий зоопланктон. В РФ встречается только один вид – это европейский шпрот, он обитает в Балтийском море. Другие подвиды шпрот обитают в Средиземном и Черном морях (немного помельче размером), а также попадаются у берегов Австралии, возле Новой Зеландии.
Килька – это название мелких промысловых сельдевых рыб, включающее в себя два рода рыб, – шпроты и тюльки. У тюлек, в отличие от шпротов, имеется острый киль на брюхе и два последних луча в анальном плавнике удлинены.
В Европе кильку ловят не для производства консервов, она идет на корм для рыбных ферм и на протеины для косметики. Российскому предприятию содержание современного траулера слишком дорого, поэтому для консервов продолжают ловить и перерабатывать «дедовским» способом, шпроты в масле остаются эксклюзивным продуктом, полностью сделанным вручную.
В 70-е годы, когда шпротов было много, и косяки подходили к берегу, их ловили примитивными сетями. Сегодня шпроты – это уже не вид рыбы, а способ ее приготовления. Почти всю популяцию балтийского шпрота выловили, и сейчас для производства консервов под названием шпроты стали использовать кильку (тюльку).
И действительно, сейчас редко можно встретить настоящие шпроты из настоящих шпрот.
Шпротная война
Первая такая война разразилась весной 2005 года и длилась всего несколько месяцев. Вторая, более затяжная, началась в октябре 2006-го, когда Россельхознадзор ввел временный запрет на поставку рыбных консервов «Шпроты» в РФ.
Говорят, в латвийских шпротах при проведении лабораторных исследований было обнаружено превышение предельно допустимых концентраций бензопирена в полтора-два раза. Конечно, Латвия назвала это политическим шагом и нечестной конкурентной борьбой.
Но по большому счету шпроты с прилавков так и не исчезали. Хотя народ к этому был готов и даже шутил: «Проживем без шпрот. У нас килька в томате осталась». И еще анекдот тогда гулял: «Онищенко купил банку шпрот… Латвия замерла в ожидании». Но в 2007-ом шпроты вернулись в Россию. И сегодня их выбор на прилавках достаточен, каждый имеет возможность оценить те или иные шпроты, и на лучших остановиться.
Собственно, мы так и сделали. В дегустации как обычно принимали участие члены Омского морского собрания, кому сам бог велел оценивать вкус морской рыбки.
– Шпроты – это разновидность балтийской кильки, – делится познаниями председатель морского собрания Александр Чертов. – Но это не собственно килька. Если говорить просто, эту рыбку коптят, а потом заливают маслом. При желании это можно сделать и самим, но за шпротами тогда придется ехать куда-нибудь в Прибалтику. Кстати, вспоминаю «Книгу о вкусной и здоровой пище», изданную еще в тридцатые годы, там был рецепт приготовления шпротов. Между прочим, тогда в колбасе не допускалось даже грамма сои…
Внешний осмотр
Впрочем, прочь воспоминания. Я отправляюсь в магазины за консервами, потому что смелые люди не говорят, а пробуют. В кают-компании морского собрания уже освободили стол, нарезали хлеб и разложили вилки. Все готовы. И дело только за мной.
А я роюсь на магазинных полках, пытаясь хоть как-то прочитать имя производителя консервов, написанное так мелко, что я пожалел, что не подумал о лупе. Вот почему, скажите, они, производители, портят наше зрение? Это они так прячутся? Скромничают? Или дурят нас?
Впрочем, спросить все равно не у кого, и я вылавливаю с полок банки со шпротами самых разных производителей. И даю им стартовые номера. Под первым номером у нас пойдет «Старая Рига», под вторым – шпроты из кильки (?), произведенные в Великом Новгороде, третий номер отвел шпротам из Таллинна, калининградские консервы получили номер 4, шпроты из латвийского Вентспилса идут под № 5, еще одни латвийские консервы «Рига-Юрмала» – номер 6 и, наконец, новгородские шпроты из салаки (?) – номер 7.
В кают-компании я был встречен неодобрительным гулом: «Чего так долго?». Пришлось объяснять товарищам, что к выбору исследуемых продуктов всегда отношусь ответственно, ровно так, как они относились к исполнению своих служебных обязанностей при всплытии и погружении подводной лодки (на шпроты собрались, так совпало, одни подводники).
Первое, что мы сделали, открыли все банки и произвели визуальный осмотр. Тут надо отметить, что только новгородские консервы пришлось открывать ножом, все остальные для удобства потребителя были снабжены кольцом, при помощи которого банку очень просто вскрыть, а «Рига-Юрмала» вообще оказалась в стеклянной банке с закручивающейся крышкой.
Но это так, к слову. Что ж мы увидели? Вот первый номер – «Старая Рига». Андрей Сурков: «Масло нормальное, прозрачное, рыбки уложены ровно, целые». С ним никто не спорил. Так же, как и с Александром Чертовым, когда он оценивал № 5 (Вентспилс): «Замечательно, рыбка к рыбке». А вот № 4 (калининградское произведение) ошарашило. «Ужас, – сказал Валерий Тубальцев, – рыбка облезлая, уложена неровно, словно ее набросали в банку». Шпроты № 2 (из кильки) Андрей Сурков нашел полуоблезшими и перегретыми, в № 6 («Рига-Юрмала») все увидели очень мелкие рыбешки в слегка мутноватом масле. И Сурков же назвал лучшие на вид консервы № 3 (эстонский импорт) – их хоть сейчас прямо в банке на праздничный стол. А шпроты из салаки, как сказал Иван Павлович, ветеран флота: «Это не шпроты, да и напихано и развалено все».
Вот такие результаты дал внешний осмотр консервов, выделялась из которых продукция из Прибалтики.
Работая вилками
Но ведь хочется уже и попробовать. И мы не откладываем это дело в долгий ящик. С какой начнем? Начать решили с последней – с новгородской салаки, названной шпротами. Валерий Тубальцев отметил, что рыбка неплохо закопчена. Но поддержки он не нашел. Андрей Сурков заключил, что она без вкуса. С ним согласился Александр Чертов: «Вкуса шпрот нет. Просто рыба в масле».
Затем мы снова взялись за вилки и теперь запустили их в банку под № 6 («Рига-Юрмала»). Уж не знаю, едят ли российские юмористы, пригревшиеся в Юрмале, тамошние шпроты, но мы бы с моряками их, шпроты, есть не стали. Александр Чертов попробовал: «Ничего не почувствовал, рассол мутный, тушки маленькие, вкуса никакого». Андрей Сурков: «И я вкуса не почувствовал». Правда, все оценили упаковку: стеклянная баночка удобна и в домашнем хозяйстве всегда пригодится. А Александр даже нашел ей конкретное применение: «Сюда бы икру закатать. И опята в ней смотрелись бы». А сами шпроты народ не оценил. Вернее, оценил, но неважно.
Банка под № 2 (шпроты из кильки) тоже восторга не вызвала. Все в голос признали кильку (она же шпрота) пересоленной, непромытой и жестковатой.
Дальше Александр Владиленович предложил пробовать № 4, и стало ясно, что самые красивые экземпляры он предлагает оставить в заключение. Вроде как напоследок побаловать себя. А номер 4 (Калининград) оказался не так уж плох. Андрей отметил, что рыбка посолена нормально, а Иван Павлович оценил так: «Хрустит, значит, мясо рыбки хорошее». Александр высказался средне: рыбка крупная, а вкус не очень.
А потом пришел черед № 5. Помните внешнее впечатление: рыбка к рыбке? Так более того, выяснилось, что эти рыбки выложены слоями аккуратно вперехлест.
– Я уже запах чувствую, – попробовал вентспилские шпроты Андрей.
– Консистенция хорошая, – добавляет Александр. – И мягкая, хорошо подкопченая. И на вкус очень даже.
– Масло стекло, и я вижу очень хорошую рыбку на вид, – сказал Валерий.
– Эта, правда, понравилась, – заявил Андрей, «приговаривая» третью рыбку или четвертую (я не считал).
– И запах хорош, – сказал специалист по запахам Иван Павлович.
Нельзя сказать, что мы все и всегда были единодушны. Нет, разногласия случались. Например, № 6 не глянулась никому, кроме Ивана Павловича, эти шпроты ему понравились, их он попросил на добавку. Ему тут же передали все, что осталось от № 6.
Затем была «Старая Рига» (№ 1) Вот она всех и порадовала. Просто послушайте, что наши спецы говорили:
– Неплохо, очень неплохо.
– Классические шпроты, чувствуется копченость и рыбка крупная.
– Лучше всех предыдущих: мягкость, вкус, запах. Ближе всех к истинным шпротам.
– Вкусная рыбка.
Запомнили? «Старая Рига» – по 85.80 за банку. Мы пробовали – знаем.
Но оставался еще № 3 (из Таллинна). Попробовали. Но эстонцы не смогли составить конкуренцию «Старой Риге» – вкуса особого мы в этих шпротах так и не почувствовали. И итог? По итогу дадим слово Андрею Суркову:
– У № 1 самый натуральный вкус. Я бы этим шпротам первое место и отдал: очень тонкий аромат, уложено все шикарно, настоящий вкус копченой рыбы. Это самая вкусная и наверняка она самая дорогая (тут Андрей Юрьевич, как в воду глядел).
Второе место присудили шпротам из Вентспилса, на третье поставили Таллинн. И как видим, лучшие консервы делают в Прибалтике.
– Это закономерно, – говорит Александр Чертов. – У них давний экспорт, технология отработана, контроль за качеством поставлен жестко. Да еще Онищенко своим запретом им гайки подкрутил. А что касается наших производителей, то они, конечно, низко пали: одни – салаку вместо шпротов, другие – кильку, а кто-то мойву начнет использовать. Это уже совершенно не шпроты.
Да, действительно, сегодня совсем не обязательно запасать к праздничному столу шпроты. Сейчас можно купить кету, чавычу, кижуча – и засолить. Будет не хуже. Возможности есть. Но все равно наши люди от шпротов не откажутся. По крайней мере, до тех пор, пока в Балтийском море не выловят последнюю шпроту.
А что касается нас, то мы теперь на шпроты долго смотреть не сможем. Вероятно, как раз до самого Нового года. А что купить из шпротов к новогоднему столу, мы с вами уже знаем.
Сергей Комаровских