Обозреватель РИА «Омск-Информ» за завтраком с директором Западно-Сибирского медицинского центра ФМБА России выяснил, почему необходимо обращаться к врачам хотя бы раз в год.
Встречи с директором Западно-Сибирского медицинского центра ФМБА России («больницы водников») Владимиром Шутовым мы ждали не один месяц. У Владимира Юрьевича сверхплотный рабочий график. Помимо руководства крупным медучреждением, имеющим филиалы в еще нескольких городах, Шутов – действующий хирург и профессор Омской медакадемии.
…На завтрак нас пригласили к 10 утра. К этому времени Владимир Юрьевич уже успел прооперировать пациента. Хирургия печени – главный научный интерес профессора Шутова, поэтому первый вопрос был очевиден.
– Владимир Юрьевич, какого режима питания стоит придерживаться, учитывая, что вы сам врач-хирург с 25-летним стажем видели не одну больную печень?
– Мы уже давно занимаемся проблемой желчекаменной болезни, ежегодно у нас в центре проводится около 1 000 операций у больных с этой патологией. В результате исследований стали понимать, что функция аппетита лежит на поджелудочной железе. Почему одни любят рыбу, другие мясо, третьи – молоко? Почему сибиряки чаще – мясоеды, те, кто живет на юге, предпочитают овощи и фрукты? Дело в том, что наши пищевые пристрастия напрямую зависят от выработки тех или иных ферментов поджелудочной железы, их количества и свойств. А то, как именно работает поджелудочная железа, передается по наследству.
Каких-то универсальных правил по режиму питания не существует. Все сугубо индивидуально. К примеру, больным, перенесшим операцию на желчевыводящих путях, мы рекомендуем подбирать диету самостоятельно. Хочется чего-то съесть – пожалуйста. Появились неприятные ощущения, значит, этот продукт надо из рациона убирать. Всегда нужно прислушиваться к своему организму. Самое главное – не переедать, всегда вставать из-за стола с легким чувством голода.
– Какие блюда любимы вами с детства?
– Если честно, я всеядный, родился в Омске, потом какое-то время жил с родителями в Шербакуле, то есть детские годы прошли в деревне. А там продукты натуральные, и они – лучшие для здоровья. По возможности предпочитаю что-то натуральное.
Почему в 90-е годы мы получили всплеск больных с панкреатитом? Хирурги рассказывали, что в свое время они оперировали одного-двух больных с панкреонекрозом в год. В 90-е пациенты с таким диагнозом стали попадать на операционный стол по 3-4 в день. Причина – люди начали потреблять много импортных продуктов, которых до этого в стране не было.
А вообще, я ем все, что дома готовится, сам иногда готовлю. Могу приготовить шашлык, плов, хашламу, бутерброды, пельмени, яичницу. Хотя готовлю редко, потому что намного лучше это делает жена.
– Ваш завтрак – это…
– В последнее время – это кружка кофе, йогурт и бутерброд.
– Как обедаете?
– За полчаса успеваю съесть что-то, принесенное с собой из дома.
– Когда основные килокалории потребляете?
– Получается, что вечером. Знаю, что это вредно. Я всем рекомендую питаться 4-6 раз в сутки, понемногу, но у самого это физически не получается. Чтобы изменить режим питания, пришлось бы планировать рабочий день по-другому.
– Работаете вы много, а как отдыхаете?
– На охоте. Это мероприятие коллективное, по своей сути – хороший повод выехать с друзьями на природу. В свое время я занимался вопросами психологии. Так, психологи признают, что охота – один из лучших вариантов снятия стресса. Охоту еще называют прогулкой с ружьем на природе.
Когда ты выходишь в лес, забываешь обо всем, мобильный телефон чаще всего не доступен. Главное, что отдыхаешь головой.
– Какого зверя удавалось добывать?
– Я охочусь в основном в Омской области, на тех животных, на которых есть разрешение. Это косуля, лось, заяц, лисица. Запомнилась на всю жизнь охота на кабана. Волка видел в метрах 30-ти, большого, тоже впечатлило. На медведя пока не охотился.
– А зарубежный отдых? Что запомнилось из заграничной еды?
– В этом году с семьей были в Испании, до этого ездили в Турцию. В командировках приходилось бывать в Швеции, Германии. Поразил объем продуктов, порции там гораздо больше, чем у нас. И качество продуктов намного выше. Явно это ощутили, когда вернулись из Испании. Самолет прилетел из Барселоны в Омск ночью. Весь предыдущий день ушел на перелет, надо было что-то перекусить, купили сосисок. Сын говорит: «Какие-то они поролоновые». В Испании все продукты натуральные, у них и вкус совсем иной.
– Какую-то еду, рецепты привезли из Испании?
– В Испании традиционно хорошо готовят мясные продукты: знаменитый хамон, колбасы. Там удивительного вкуса оливковое масло, мы его даже с собой привезли. Пытались найти этот вид масла в омских магазинах, но его к нам не завозят. Вина там другие, здесь таких тоже нет.
– А где в Омске можно купить хорошие продукты?
– Эксклюзивные продукты бывают в «Метро». А в основном приобретаем продукты в обычных магазинах, жена этим занимается. Моя роль в этом ответственном деле – помочь донести сумки.
– В каких омских ресторанах бываете, если вообще бываете?
– Случается это редко, только на торжественных мероприятиях. Могу назвать рестораны BASE, «Украинский шинок», «Сенкевич», «Баловень», «Варьете».
– Каких ресторанов Омску не хватает?
– Да не ресторанов нам не хватает, а мест для нормального отдыха, для здорового образа жизни. Чтобы получить острый панкреатит, достаточно хорошо поесть и попить, то есть, «гульнуть» в каком-нибудь ресторане. А чтобы отдохнуть с семьей, нужно куда-то ехать. Мест культурного отдыха, где можно обойтись без алкоголя, – таких нашему городу не хватает.
– Как вы с точки зрения специалиста относитесь к диетам? Попадают к вам пациенты, загнавшие себя диетами?
– Да, конечно, такое бывает. Сегодня, например, оперировал пациента с желчекаменной болезнью. Действительно, люди нередко себя загоняют диетами, могут образоваться и камни в желчном пузыре. Люди находят диеты где угодно, в Интернете, журналах, советуются с друзьями, но предпочитают не обращаться к специалистам. И если бы речь шла только о диетах. Я видел людей с гепатитом, которые лечили себя сами от болезни печени. Одно время было модно лечиться расторопшей по рецепту из Интернета. А если бы люди посоветовались с врачом, то узнали бы, что расторопшу допустимо принимать в минимальных дозах, а если ее есть ложками, то можно заработать острый токсический гепатит.
Если нужна корректировка в питании, прежде всего, стоит обратиться к гастроэнтерологу или диетологу, или терапевту. Существует масса заболеваний, при которых та или иная диета может быть противопоказана. Не случайно в медицине разработано 15 диетических столов. При каждом заболевании – свой. Например, при гастрите стол №1, при холецистите – стол №5, при сахарном диабете – стол №9…
– Без врачей – никуда. Владимир Юрьевич, вы возглавляете известный в городе как «больница водников» Западно-Сибирский медицинский центр ФМБА России. Больница в народе очень ценится. Кто ваши пациенты, насколько доступна медицинская помощь в вашем учреждении для омичей?
– Те корпуса, которые есть в Омске, – это основной форпост, но при этом только часть Западно-Сибирского медицинского центра ФМБА России. На самом деле учреждение гораздо больше: есть по одной больнице в Тюмени, в Сургуте, в Салехарде и две больницы в Тобольске. Общая численность сотрудников – порядка 2 тысяч. Когда я начал работать в должности директора, у меня только объезд всех учреждений занял две недели. Сегодня все подразделения работают как единое целое.
Федеральное медико-биологическое агентство – специфическая организация, которая занимается лечением пациентов, находящихся в особо опасных условиях труда. Это традиционно сотрудники «Росатома» и «Роскосмоса». В Омске к нашему учреждению прикреплено порядка 13,5 тысячи человек, среди них сотрудники ПО «Полет» и других предприятий оборонного комплекса, а также речники-водники. В задачи ФМБА входит оказание медицинской помощи во время экстремальных ситуаций, техногенных катастроф.
Наш медицинский центр принимал участие в оказании медицинской помощи пострадавшим в недавнем крушении самолета в Тюмени, в аварии на теплоходе «Полесье». У нас есть две бригады экстренного реагирования: травматологическая и хирургическая. Когда происходят крупные экстремальные ситуации, наши бригады подключаются к работе.
В нашем центре традиционно лечатся, восстанавливаются после травм многие спортсмены, например, ХК «Авангард», волейбольного клуба «Омичка». Еще один вид помощи – сопровождение спортсменов сборных команд России. А недавно руководитель ФМБА Владимир Уйба (на фото сверху) сказал так: «Если сборная России на Олимпиаде в Сочи выступит плохо, значит, мы с вами сработали плохо». Так что мы стараемся работать на высшем уровне для того, чтобы обеспечить хорошее качество жизни наших пациентов. При этом пациентами могут стать не только те особые категории, прикрепленные к нам, но и все, кто обратится за медицинской помощью – мы не отказываем пациентам и всегда стараемся максимально эффективно решать их проблемы.
– Значит, спорт – одно из приоритетных и перспективных направлений?
-–Конечно, ведь спорт – это всегда запредельные физические и психологические нагрузки. Спортсмены работают на износ. Поэтому должна быть медикаментозная поддержка. Речь, естественно, не идет о каких-то допингах. Сейчас даже не обсуждается, что спортсмены должны принимать препараты, чтобы адаптироваться к высоким физическим нагрузкам.
Существует много других технологий, и это не только препараты, но, например, криосауна. У нас пока криосауны нет, но мы планируем приобрести ее для совместного проекта с Омской медакадемией, в котором мы будем более тесно работать со спортсменами.
– А простые омичи могут к вам попасть?
– Да, мы работаем по программе ОМС, оказываем помощь населению по месту жительства. Это миф, что к нам невозможно попасть, мы никогда никому не отказываем, особенно в тех видах помощи, в которых мы специализируемся, например, в хирургии печени – наш Центр оказывает помощь больным с новообразованиями печени, циррозами, желчекаменной болезнью.
– А из областного бюджета ваш центр финансируется?
– Мы получаем заказ от Министерства здравоохранения Омской области по программе ОМС, как на лечение в стационаре, так и на амбулаторную помощь. Также получаем заказ на оказание медицинской помощи нашим прикрепленным пациентам (это средства федерального бюджета). Есть заказ на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, это снова средства из федерального бюджета – ежегодно нам выделяются федеральные квоты, благодаря которым сложнейшие операции для омичей являются бесплатными.
Так, в рамках ВМП оказывается помощь в ортопедическом отделении, где проводится эндопротезирование, реконструктивные операции на всех крупных суставах, лечатся разрывы связок, применяются артроскопические технологии. У нас проводятся высокотехнологичные операции на печени, речь идет о больших операциях, например о резекции печени, когда удаляется до 80 процентов печени. Делаются сложнейшие лор-операции при тугоухости и других патологиях ЛОР-органов при использовании самого современного микроскопа. В урологическом отделении в рамках ВМП выполняются реконструктивные операции на мочеточниках, на мочевом пузыре. Активно работает и отделении гинекологии, специализирующееся на органосохраняющих операциях, на лечении опущения и выпадения внутренних половых органов у женщин, а также на лечении стрессового недержания мочи.
– Знаю, что ваш центр хорошо оснащен оборудованием. За последнее время появилось что-то новое?
– В прошлом году по программе модернизации для федеральных учреждений наш центр был оснащен современным оборудованием на сумму около 250 миллионов рублей. Одно из главных приобретений – 64-срезовый спиральный компьютерный томограф. Он помогает максимально точно поставить диагноз и определить наличие какой-либо патологии. Это новейший аппарат экспертного класса. В целом наш центр оснащен всей необходимой ультразвуковой и эндоскопической аппаратурой для того, чтобы проводить комплексное лечение
– То есть, попадая к вам, пациенту не нужно проводить какие-то исследования за пределами центра?
– Нашим пациентам нет необходимости проходить дополнительные обследования в других лечебных учреждениях, потому что в наших стенах есть все, что нужно для качественной всесторонней диагностики. И мы постоянно работаем в этом направлении, стремимся приобретать самое современное оборудование, как диагностическое, так и хирургическое. Например, со дня на день ждем поступления новейшего аппарата для сварки сосудов диаметром до 1 см. Могу сказать, что на сегодняшний день наше техническое оснащение позволяет говорить о том, что мы готовы в следующем году заняться одним из сложнейших направлений хирургии – трансплантацией печени.
– Звучит как фантастика, наши омские врачи действительно готовы к транспланталогии?
– В отделении портальной гипертензии нашего Центра собралась целая бригада высококлассных хирургов, что называется, «с руками». Их средний возраст 35-40 лет, они регулярно проходят обучение в ведущих институтах страны и за её пределами. Двое хирургов-трансплантологов недавно прошли учебу в Москве. Наши доктора ездили в ведущие клиники Франции и Германии, наблюдали, как пересадку печени делают там. Возглавляет отделение портальной гипертензии врач высшей категории Евгений Николаевич Подольский.
– Есть ли еще врачи, которых вы можете назвать «звездами медицины»?
– Скажу честно, все наши врачи уникальные. Мы делаем большой акцент на высококвалифицированные кадры, стараемся создать все условия для того, чтобы у наших специалистов была возможность учиться, развиваться и внедрять новые технологии.
Неврологическое отделение возглавляет кандидат медицинских наук Николай Анатольевич Новицкий. Он всю жизнь занимается лечением больных с сосудистыми катастрофами. На этом фоне мы создали отделение нейрореабилитации, которое оснащено оборудованием, позволяющим адаптировать к жизни больных после инсульта.
Отделение урологии возглавляет Дмитрий Геннадьевич Макушин, врач-андролог. Он много лет занимается проблемами мужского бесплодия, сам оперирует пациентов, микрохирургически восстанавливает проходимость семявыводящих потоков, это технологически очень сложные операции, но они позволяют людям иметь детей.
Отделением ортопедии заведует врач высшей категории Павел Владимирович Филимендиков. В год в отделении выполняется около 500 высокотехнологичных операций. Ему удалось подобрать команду талантливых и активных врачей, которые работают в очень интенсивном ежедневном режиме, выполняют огромное количество операций.
Набирает обороты отделение гинекологии, им заведует кандидат медицинских наук Оксана Борисовна Калинина, там же работает еще ряд известных врачей, которые активно осваивают новые технологии. Так, в этом году они первыми в регионе выполнили одну из сложнейших операций – лапароскопическая сакровагинопексия, так называемый «золотой стандарт» лечения пациенток с проблемой опущения и выпадения женских половых органов.
Лор-отделением заведует Александр Васильевич Гладун, специалист с большим опытом, не так давно он признавался лучшим лор-врачом года. В отделении проводятся сложные операции при помощи микроскопов и лазерной техники.
В отделении терапии, которым заведует Наталья Александровна Черкащенко, есть палата интенсивной терапии для больных с острым коронарным синдромом и с нарушениями сердечного ритма. За пациентами наблюдают врачи-кардиологи, гастроэнтерологи, терапевты. При необходимости можно получить консультации пульмонолога, эндокринолога, ревматолога и других специалистов, а также консультации профессоров и доцентов кафедры внутренних болезней и семейной медицины Омской государственной медицинской академии.
– А сами где лечитесь, если не дай бог что?
– Все наши сотрудники являются сотрудниками ФМБА России. То есть автоматически входят в обслуживаемый контингент. Раз в год все мы проходим медицинские осмотры, и происходит это гораздо жестче, чем в других учреждениях. Смотрят досконально, без этого – допуска к работе не будет. Если есть какая-то проблема со здоровьем, лечимся у себя либо в каком-то другом ведущем медучреждении страны, мы имеем возможность отправить в любое при необходимости.
– Существует рецепт здоровья от доктора Шутова?
– Главный рецепт здоровья – хотя бы иногда посещать врача и прислушиваться к его советам. В нашей стране люди легкомысленно относятся к своему здоровью: «ничего не болит – зачем куда-то идти?» Но почти все хронические болезни начинают протекать незаметно для человека.
Ко мне часто приходят пациенты, у которых уже структурные изменения в органах, например, опухоль, которая занимает половину печени и весит килограммов пять. А человека при этом ничего не беспокоит. Образование росло лет 10, но он на это не обращал внимание. Поэтому настойчиво рекомендую раз в год проходить медицинский осмотр. Тем более на сегодняшний день для этого есть все условия.
– Владимир Юрьевич, скоро Новый год, поделитесь рецептом блюда, которое вы, пусть изредка, но готовите своими руками.
– В Узбекистане меня научили готовить плов. Тут масса нюансов. Желательно, чтобы была чугунная посуда, потому что только в ней создается нужная температура. Обязательно используем курдючный жир, так как температура его плавления выше, чем у других видов жира. В растопленный жир добавляем сначала лук, морковь, затем мясо и предварительно замоченный в воде рис. Когда плов почти готов можно добавить чернослив или виноград. Из специй хорошо гармонируют зира, шафран, куркума. Кто-то добавляет неочищенный чеснок. Плов, это, конечно же, из разряда праздничных блюд.
– Спасибо за интересную беседу! С Наступающим Вас Новым Годом!
– И я от лица всего коллектива Западно-Сибирского медицинского центра ФМБА России и от себя лично искренне поздравляю вашу редакцию и читателей с наступающим Новым Годом! Успехов, семейного благополучия и главное – крепкого сибирского здоровья вам и вашим близким!
Беседовала Ольга Ложникова