РИА «Омск-Информ» выяснило, что любимый продукт вряд ли вернется на прилавки. Новый собственник перешел на более выгодные огурцы.
Вот уже несколько звонков от наших читателей в редакцию РИА «Омск-Информ» коснулись одной и той же темы. Омичи спрашивают: куда делась омская кабачковая икра?
И действительно, куда она пропала? Многие из нас могут подтвердить, что кабачковая икра, изготовленная в Омске, выгодно отличалась от привозной по вкусу. И большинство покупателей, попробовав ее раз, затем выбирали на прилавках икру исключительно омского производства.
Теперь этой икры вы на прилавках не найдете. Дело в том, что в 2008 году ЗАО «Овощевод» было признано банкротом и оказалось в ООО «Сибагрохолдинг», которое, в свою очередь поэтапно перешло компании «Акция» в лице Андрея Голушко (ставшего впоследствии сенатором от Омской области). Новые хозяева проанализировали экономику и прекратили выращивать кабачки и капусту, посчитав эти культуры нерентабельными.
А раз не стало кабачков, ненужным стал и цех по их переработке. Как мне объяснила руководитель отдела маркетинга ООО «Сибагрохолдинг» Татьяна Дураева, рынок диктует свои условия. Вот рынок и продиктовал хозяйству прекратить выпуск кабачковой икры.
Говорят, попытки сохранить производство кабачковой икры предпринимались. Например, замминистра Минсельхозпрода Омской области Николай Дранкович имеет основания предполагать, что министерство закрытию цеха сопротивлялось, но Андрей Голушко все равно предпочел считать это производство нерентабельным и цех по переработке кабачков закрыть.
В 2010 году в хозяйстве вырастили последние 68 тонн кабачков, часть из которых переработали в икру. И это была последняя омская кабачковая икра.
Сейчас ООО «Сибагрохолдинг» делает упор на производство огурцов, томатов, картофеля. В прошлом году, например, хозяйство вырастило на продажу без малого три тысячи тонн огурцов. Это чуть больше, чем годом ранее. Но при этом всего лишь около 10 процентов из общего объема огурцов омские овощеводы реализуют в Омске. 90 процентов продукции уходит по всему Сибирскому федеральному округу и даже на Урал. Так что, на омичей предприятие почти не работает.
Следует отметить и то, что огурцы у хозяйства достаточно дорогие. Та же Татьяна Дураева называла цены на огурцы: в январе они стоили 130 рублей за килограмм, сейчас – 100 рублей, летом цена будет под 60 рублей, а к осени – в районе 30 рублей за кило.
Кстати, побывав в магазине «Овощевод» на Первомайском рынке, обнаружил, что огурцы стоят 150 и 155 рублей. Кто скажет, что это не экспортные цены? И они, скорее всего, очень даже рентабельны. К сожалению, даже хотя бы примерную рентабельность производства огурцов в ООО «Сибагрохолдинг» мне не назвали.
Но предполагать достаточно высокую рентабельность огурцов мы можем. Как можем предполагать и не слишком убыточным производство кабачковой икры. Не стоило ли уравновесить эти два экономических показателя, поступившись частью прибыли от огурцов? И при этом сохранив качественную кабачковую икру?
Вопрос этот – к фирме «Акция» и к самому Андрею Голушко.
Тут надо иметь в виду еще вот что. ЗАО «Овощевод», выпуская кабачковую икру, замечательную на вкус, совершенно не заботилось о внешних атрибутах в подаче продукта. Иногородняя икра была в чистых банках разной фасовки с красивыми этикетками, бросающимися в глаза. А наша? Нашу потому и развозили по маленьким магазинчикам и рынкам, что банки с омской икрой выглядели грязными, крышки содержали налет солидола, этикетки могли быть наклеены вкривь и вкось.
– Потому кубанскую икру и брали больше, – говорит заместитель управляющего по общим вопросам супермаркета «Сытная площадь» Екатерина Дерябина. – Наша-то икра вкуснее была. И дешевле. Помню, в советские времена обедали: крошили репчатый лук в кабачковую икру и ели. Вкусно! К тому же известно, что собственно овощи невыгодно продавать, выгоднее – переработанные. И здесь можно даже пожертвовать частью рентабельности.
Екатерина Дерябина уверена: была бы омская икра в оригинальной банке, с яркой наклейкой и даже по цене дороже кубанской – брали бы ее омичи хорошо. Тем более что в нашей икре все ингредиенты были натуральные, без добавок типа муки, загустителей и избытка моркови.
Но омской икры теперь нет. И мы вынуждены покупать продукт, сделанный в Краснодаре и Волгограде, в Адыгее и Владимире и даже в Китае. В ТЦ 700-граммовая банка китайской кабачковой икры продается всего за 55 рублей и спросом не пользуется.
А омской кабачковой икры, повторяю, теперь нет. Правда, в ООО «Сибагрохолдинг» утверждают, что оборудование в цехе по переработке кабачков не демонтировано, а лишь законсервировано. Это и оставляет маленькую надежду на то, что производство икры можно будет запустить. Желание омичей налицо. Дело за владельцем. Правда, сдается, что омский сенатор предпочитает «заморской икре – кабачковой» более изысканные блюда.
Сергей Комаровских