Начиная с апреля мониторить цены на продукты питания мы будем с помощью покупки наборов продуктов для популярных блюд. Таких, как борщ например.
В том, что мы сейчас вводим свою единицу измерения стоимости жизни в Омске, нет ничего нового. Еще американцы придумали индекс гамбургера, посредством которого измеряли колебания стоимости жизни.
Но нам их гамбургер не подходит как чуждый нашему восприятию продукт. Мы решили взять что-то сугубо нашенское. И остановились на такой единице измерения стоимости жизни, как борщ. Потому что борщ, невзирая на собственнические намеки украинцев, – вполне русское достояние. Не зря своим любимым блюдом борщ называли Екатерина Великая и Александр Второй. Да и сегодня во всех ресторанах русской кухни посетители требуют «типично русского борща».
Итак, в чем смысл борща как единицы измерения стоимости жизни? Все достаточно просто. Мы весь оставшийся год (раз в два месяца) будем готовить борщ. И всякий раз мы намерены скрупулезно сравнивать стоимость продуктов, необходимых для приготовления 3-литровой кастрюли борща. Постараемся даже покупать продукты по возможности в одном и том же месте. И индекс борща покажет, что у нас происходит со стоимостью жизни реально, а не по статистическим отчетам.
А теперь – поехали!
Разумеется, закупать продукты и готовить сам борщ мы попросили нашего постоянного консультанта по домоводству Наталью Атучину. И вместе с Натальей Алексеевной мы выбрали точку, где будем покупать все для борща. Это – Первомайский рынок. Именно там мы решили приобрести полкило говядины с косточкой и томатную пасту, а за всеми овощными ингредиентами отправиться в стоящий тут же на территории рынка павильон «Овощевод».
Мы взяли в руки список Натальи Атучиной и пошли по нему. Две средних свеклы (22 рубля за кг) обошлись нам в 8,40. Морковка требовалась одна и встала нам в 4,80 ( 20 рублей за кг). Теперь капуста. Маленький вилок капусты по цене моркови обошелся в 18,30. Если учесть, что почти килограмм капусты нам ни к чему, на борщ пойдет не больше четверти этого вилка, то и затраты составят примерно 4,50–4,60. Три штуки картофеля по 20 рублей за кг потянули на 9,80. Да за луковицу отдали 5,40 и на зелень ушло 12,80. Не забудем и про говядину, она обошлась нам ровно в 100 рублей (190 рублей за кг), а томат-паста (70 г) в 15 рублей. В итоге мы оставили на рынке для нашего борща 165 рублей. Правда, мы не посчитали сметану, чеснок, соль и перец, но стоимостью этих продуктов мы решили пренебречь. Для чистоты эксперимента не будем считать их и впредь.
А потом, как вы догадываетесь, было еще три фазы. Готовка борща – это всецело легло на плечи нашего консультанта, которая, кстати, предоставила для выведения индекса борща свою кухню, а ваши корреспондент и фотокорреспондент, как могли, не мешали ей и даже помогали мыть посуду. Вторая фаза – фотографирование результата. Здесь уже наш фотокор щелкал камерой вокруг ароматного борща. И третья фаза – снятие пробы. В ней мы все с удовольствием приняли участие, благо Наталья Алексеевна сделала борщ еще и с пампушками. Можете нам поверить – борщ получился очень вкусный.
И обошелся он нам… Вся трехлитровая кастрюля, как мы знаем, обошлась в 165 рублей. Но что же мы так и будем мерять кастрюлями? Нет, если считать, что в тарелку помещается 300 миллилитров (это, кстати, средний размер порции, подаваемой в общепите), то нетрудно посчитать, что Наталья Алексеевна сварила десять тарелок борща. А это значит, что в начале апреля 2014 года одна тарелка борща обошлась нам в 16 рублей 50 копеек.
Но умиляться цене нашего сегодняшнего борща, думается, мы будем в начале июня, когда вновь закупим все продукты на Первомайском рынке и вновь сварим трехлитровую кастрюлю. Вот тогда и увидим реальный индекс борща. И поймем не только, сколько стоит тарелка борща в июне, но и кое-что о стоимости жизни, росте цен и инфляции.
Сергей Комаровских