Обозреватель РИА «Омск-Информ» узнал, какие вина сегодня предпочитают омичи, а также выяснил, каков спрос у горожан на слабый алкоголь.
Как помочь братьям нашим крымским? Руководство страны сломало голову, стараясь вытащить новый российский регион из финансовой ямы, пуская туда миллиарды из бюджета, «нагибая» бизнес на всякие льготы по авиаперевозкам и прочее. А ведь, по сути, есть замечательный способ сделать приятно и тем и этим практически задаром.
В России пьют вино. В последние годы – все больше, постепенно уходя от «тяжелого» алкоголя. Безусловно, тенденция положительная. Бесповоротно доказано, что, в частности, сухие вина, если потреблять в норме, начиная с соответствующего возраста и при определенном ритуале, несут доброму человеку только добро. Энотерапия – лечение вином – практикуется с древних времен, и ярчайший этому пример. Но, излечив себя, мы, так сказать, коренные россияне, можем подлечить и экономику «Новороссии».
В наших магазинах сегодня просто дурацкое количество разнообразных вин. Представлены практически все сорта и марки – по сорту винограда, по географическому местоположению. Французские, итальянские, испанские, немецкие. Что мы покупаем, какой логикой руководствуемся при выборе напитка? Наш корреспондент не спеша прогулялся по специализированным заведениям и винно-водочным отделам магазинов города Омска.
Новички начинают с дегустации брендов
По словам администратора сети «Наполеон», новички сначала стараются перепробовать все вина, но начинают, естественно, с брендовых. Из французских берут Бордо и Бургундское, Шабли, Божоле. Из итальянских – Кьянти, Амароне, Барбера, Ламбруско. То же самое с испанскими, крымскими, грузинскими и прочими. Затем переходят к другим и в результате останавливаются на 3–5 сортах, которые пришлись им по вкусу.
– Берут, как правило, столовые вина, – рассказывает администратор магазина «Наполеон». – Средний класс – в ценовом эквиваленте 220–300 рублей. Это, что называется, «на каждый день». Эти же покупатели могут приобрести бутылочку ценой и свыше 400 рублей. Но на это, видимо, появляется какой-то повод, знаменательный день.
После разрешения на территории России реализации грузинского вина, соответственно, был повышенный спрос на него. Покупали все сорта, но опять же ориентировались на известные – Саперави, Кинзмараули. Но через месяц-полтора они выровнялись на общем фоне продаж.
Вина без диоксида серы не бывает, дело – в его количестве
Продажи вина по сортам в еще одной специализированной сети – «Красное & белое» – также достаточно ровные.
– Отметила бы только то, что люди в большинстве случаев предпочитают недорогие вина, в пределах 250 рублей за бутылку, – делится наблюдениями продавец-консультант магазина «Красное & белое». – Но если, например, появляется вино известного, а значит, по логике любого нормального человека, надежного производителя, ценой менее 150–200 рублей, его практически «сносят» с прилавков.
В этом случае чаще звучит вопрос о присутствующей в нем добавки – диоксида серы. Приходится объяснять, что без этого консерванта промышленное производство вина практически невозможно. Диоксид серы останавливает брожение, а если этого не сделать до бутилирования, то и вкус у вина будет совсем не винный, да и пробка в бутылке долго не продержится.
Другой, но очень важный вопрос – количество этой добавки. Ее безвредное, как поясняет медицина, допустимое количество не должно превышать 300 мг консерванта на 1000 мл вина. Эти данные должны указываться на этикетке. Но не стоит скупать всю партию, если на «бюджетном» вине вы вовсе не обнаружите указание о присутствии консерванта. Об этом производители просто «забыли» предупредить. Без добавки делаются только очень дорогие, так называемые биодинамические вина.
Кстати, в подавляющем большинстве омских супермаркетов цены на вино (и прочий алкоголь, кроме пива) выше, чем в специализированных магазинах и магазинах «шаговой доступности» на 10–20 процентов. При этом ассортимент порой даже скуднее, чем в последних. Брендовые сорта вин представлены двумя-тремя марками, хотя тот же «тяжелый» алкоголь – от Чиваса до Хеннеси – присутствует практически везде.
А как же Крым?
Несмотря на то что решение вопроса лежит как бы на поверхности – снижение налоговой нагрузки, с апреля ни российские власти, ни виноделы Крыма не могут договориться о механизме, позволяющем поставить крымские вина в приоритет. Более того, когда только этот вопрос поднимался, крымские виноделы, в частности основатель компании «Легенда Крыма» Михаил Штырлин, заявили о необходимости ввода минимальных розничных цен на крымское вино – «с целью борьбы с контрафактом». Дело в том, что в России минимальные розничные цены устанавливаются только на крепкий алкоголь, а на Украине они существуют и на виноградные и игристые вина.
Наивный, он, видимо, думает, что его «Мадеру Солнечной долины» пьют тут вместо воды, а Божоле и Кьянти моют руки. Возмущались крымские виноделы и тем, что их крепленые вина проходят по российскому законодательству как «винные напитки», их также оскорбляло, что «элитные вина» будут продаваться, прости господи, как какой-то «Агдам».
– Крымские вина, безусловно, хороши. В основном они представлены у нас старейшей компанией-производителем «Инкерман». – Пояснил администратор магазина «Наполеон». – Цены на них, как вы видите, паритетные с французскими, итальянскими и испанскими винами того же класса, и берут их так же ровно. Но достаточно снизить цену хотя бы на 20–50 рублей – их будут брать в два, а то и в три раза больше.
На самом деле, «Пино-нуар», «Шато руж», «Буссо», «Инкерман» – то, что удалось попробовать из бюджетных вин указанного производителя, – субъективно превосходят многие западные бюджетные образцы. А уж если говорить о Саперави, то классическое грузинское вино из этого сорта винограда по сравнению с крымским находится глубоко, что называется, в топе.
– После известных событий на Украине, – говорит администратор «Наполеона», – крымские вина стали брать значительно чаще. Хотя дело, думаю, не только в прекрасном качестве напитка. С одной стороны, его берут коллекционеры – на бутылках до сих пор страной-производителем указана Украина, а с другой, я бы сказала – патриотические настроенные омичи. Но, как я уже говорила, стоит незначительно снизить цену, и продажи крымских вин могут поставить рекорд.
Кстати, по данным государственной службы статистики Украины, в 2013 году в стране было произведено 7,35 млн дал (декалитров) столовых вин и 4,33 млн дал крепленых вин. При этом основное производство крепленых вин располагалось именно в Крыму. В общем объеме производства вина на Украине на долю крымских предприятий ежегодно приходилось 55–60 процентов.
Выгоду для бюджета Крыма с возможностями предложенного импортозамещения трудно, как говорят политики, переоценить.
Вольфганг Винтерхолд,
фото из открытых Интернет-источников.