Шеф-редактору службы информации телерадиокомпании «Антенна-7» Евгению Нифанову всего 31 год. Но он давно состоялся в профессии журналиста. Его стаж на ТВ 12 лет, причем он гордится, что все эти годы работает в одной телекомпании. А первые публикации тогдашнего юнкора появились в газете «Омская правда», когда ему было всего 14. Школьника Женю старательно опекали многие «золотые перья». Он впитывал навыки мастерства как губка. И к окончанию средней школы был готовым журналистом.
По совету одного из редакторов, после недолгих обсуждений в семье он пошел не на филфак, а получать мужскую специальность инженера в ОмГАУ, изучил экономику, узнал производство на факультете «Технологии молочных продуктов».
Так что про еду он знает очень много интересного в силу второй своей профессии. А еще мы решили пообщаться с коллегой, прослышав что он уже много раз бывал во Франции.
Мы встретились в кафе «Зеленое яблоко». Евгению нравится сюда заглядывать во время бизнес-ланча. А еще – тут варят неплохой кофе.
Поскольку мы договаривались позавтракать, Евгений принес фирменный бабушкин капустный пирог.
– Его испекла моя бабушка Инна Александровна Нифанова. Готовит она мастерски, что пришло с годами. Пироги стали частыми «гостями» на моей работе. Их оценили коллеги. Я горжусь Инной Александровной. С душой все делает. Заводит тесто сама, получается вкуснее, чем в пекарнях.
Ей уже 79 лет, она 52 года проработала в школе №6. Долго преподавала русский язык и литературу, а потом у девочек домоводство. Так что кулинарные навыки еще и оттуда.
Думаю, во многих семьях традиции домашней кухни идут от старшего поколения. Во многом, что касается еды, я поклонник творчества моих бабушек. У Инны Александровны отменно получаются первые блюда и выпечка, а у Азы Григорьевны – вторые блюда и салаты. Особенно нравится сногсшибательный оливье по рецепту, который она не раскрывает. Аза Григорьевна Анацкая – кандидат технических наук. Преподает в двух вузах: в РГТЭУ работает на кафедре «Торговое дело», в ОмГАУ – на кафедре стандартизации и сертификации пищевых продуктов, а магистрантам читает «Научные основы биотехнологии и нанотехнологии в пищевой промышленности». В этой отрасли она много лет. 42 года отработала в сибирском филиале ВНИМИ, в том числе директором, заместителем директора по науке. Свои навыки претворяет в любимые всеми нами обеды и ужины.
– Часто собираетесь за семейным столом?
– Хотелось бы чаще. Иногда вырываюсь по выходным.
– А родители чем занимаются?
– Мама филолог, отец сейчас в строительстве.
– Что готовили в семье?
– На столе всегда были каши, супы, борщи, салаты, пироги. Плов. Курица с картошкой. Все стандартно.
– А сам умеешь готовить?
– По минимуму. Салат могу сделать, сложные бутерброды, сварить кашу.
– Ты не женат?
– Живу с девушкой.
– Кто готовит?
– Пятьдесят на пятьдесят.
– Все же давай, наконец, ближе к завтраку.
– Легко. Спасибо за приглашение. Главное правило запомнить несложно. На завтрак нужно съедать четверть калорий. Треть в обед. Остальное – в полдник и ужин. С точки зрения пищевой химии, кушать желательно минимум четыре раза, полноценно и разнообразно, с интервалом не более пяти-шести часов. Так что диетологи нас не обманывают.
Из чего состоит мой завтрак? Начнем с витаминов. Свежий сок, отвар шиповника или фрукты. Обязательно кофе, но не первым делом. В конце завтрака или уже на работе. Сейчас я пью молотый итальянский, из Венеции, на день рождения прислали друзья из Европы. Есть и в Омске неплохой, хоть и растворимый – «Эгоист», немецкий. Добавляю сгущенку. Мне нравится Любинская. По праву, она лучшая в стране.
С утра полезна каша, лучше – овсяная на молоке. Или гречневая. Главное – без добавок в виде ароматизаторов. Важно очень потреблять меньше химии. Все знают, что кока-колой можно неплохо отмыть посуду. Соки из пакетов это, считайте, восстановленные порошки. А себя и близких нужно все-таки беречь.
Бутерброды. На хлеб – плавленый сыр, у нас это, как правило, «Президент». Сверху – свежая зелень, овощи, буженина. Колбасу после экскурсии на один из заводов не ем. Можно добавить маринованный огурец. Люблю сложные бутерброды.
Тем, у кого серьезная нагрузка, с утра можно добавить что-то еще из нежирной пищи. Второе главное правило – потреблять столько калорий, сколько тратишь.
– Где обедаешь?
– Часто в «Зеленом яблоке». Рядом с офисом. Тут не увлекаются так называемыми транс-жирами. И быстро подают. Увы, времени всегда не хватает. В этом плане завидую французам. У них обед длится около часа или даже больше. Собираются друзья, коллеги. Заканчивают трапезу сырами или десертами. И потом – кофе. Континентальная Европа сидит на нем. На тех, кто заказывает чай, могут посмотреть с удивлением.
– Когда ты впервые попал во Францию?
– В 2007 году. Это была командировка. Компания «Данон» проводила международный турнир среди юниоров из всех ведущих футбольных держав. Россию представляли омские мальчишки из СДЮШОР №20 «Динамо», в поездку организаторы пригласили из городских СМИ телерадиокомпанию «Антенна-7».
После этого было еще несколько поездок. Увидел французский Прованс. Нормандия. Остров Ле-Мон Сен Мишель. Известный поселок Довиль. В центре страны Дижон, который славится производством десятков видов горчицы, один из крупнейших городов Лион. И, конечно, Экс-ан-Прованс. Марсель, где играл наш известный омский футболист Дима Сычев, Канны, Антиб, Ницца. Проехав страну с севера на юг, узнал, какая она, аборигенная кухня того или иного местечка.
Из первых блюд в регионах встречается суп с говядиной «Потофе» – в переводе все в горшок. Изюминка в том, что овощи – репу, морковь, кочерыжку капусты, луковицу с гвоздикой – кладут целиком, картофель добавляют позже, в процессе варки. Лавровый лист, петрушка и тимьян обязательно. На юге популярен рыбный суп буйабес из нескольких видов морской рыбы, иногда с добавлением дорогих морепродуктов, например, омаров.
В Лионе очень понравилась фуагра с пастой. Причем тесто заводят, как правило, в самих ресторанчиках еще утром, чтобы вечером подать свежайшие макароны. В Париже тушеное торбо с трюфелями.
Сыров во Франции 400 видов. Все попробовать невозможно. Есть отдельные магазины сыров.
Кстати, с сырами связана история из первой поездки. Летели на Ту-154 уже в Омск из Парижа через Москву. В Шереметьево сели, словно в раскаленную сковородку, самолет откуда-то из жаркой страны прилетел. А я везу Рокфор, который переводится как «ноги бога». Запах Рокфора – это характерный аромат плесени. Но нас правильно поняли.
В стране очень много десертов. Соусов 3 тысячи видов. Французы очень трепетно относятся к своей кухне. Там все повально гурманы.
– Похоже ты тоже из них! В смысле из гурманов.
– Вряд ли в полном смысле этого слова, но ценю вкус еды. Ценю, когда блюдо красиво оформлено и качественно приготовлено. Какие еще акценты у французов? Конечно, вино. Нам сложно сымитировать их страсть к этому напитку. У нас в широком смысле нет такого диапазона сортов, у единиц есть понятие, какое к чему подавать и, как показывает жизнь вокруг, за количеством выпитого в нашей родной стране иногда не следят. Хотя в центре делового Парижа вполне нормально за обедом выпить бокал вина, а потом сесть в автомобиль и поехать на работу, там-то культура пития есть.
Французский завтрак – это круассаны и багеты. По части выпечки французы впереди нас. Говорят, все дело в сорте пшеницы и местных особенностях производства.
– Лягушачьи лапки, понятно, в Омске можно найти. Как они «на родине» блюда?
– Да как курица наша. Тут, скорее, принцип восприятия. Согласитесь, в нашем понимании болотные лягушки есть как-то не комильфо. Но там-то для ресторанов их выращивают специально, в промышленных масштабах и другой разновидности. Еще один символ французской кухни – морепродукты. И опять же, все индивидуально. Я так и не приучил себя к устрицам. Для меня это, простите, сопли. Другое дело – мидии, особенно свежак, но это на Лазурном берегу. Омары, креветки. В рационе морепродукты должны быть точно, это к вопросу о полезной пище.
– В Омске фуа-гра как?
– С удовольствием попробую настоящую фуа-гру в любимом городе, но пока не встречал. Вообще из Франции всегда хочется навезти массу продуктов по доступным ценам. Но перевес в самолете обойдется дорого. Да и все имеет свой срок годности.
Еще из десертов вспомнил очень интересное блюдо – фламбированные бананы. Масло и сахар выкладываются на сковородку. По традиционному рецепту на бананы выливается ром, поджигается, когда это прогорело – можно посыпать сахарной пудрой, орешками.
– А где ты в Омске обычно покупаешь продукты?
– Овощи с дачи, все свое, так давно повелось. В нашей большой семье сажали картофеля 10 соток, морковь, лук, чеснок. Хватает до весны. Мясо, как правило, с рынка, от проверенных поставщиков.
Из хлеба предпочитаю продукцию «Сибхлеб».
– Не было мысли покинуть Омск?
– Интересных предложений за эти годы было несколько, но по разным обстоятельствам остаюсь в Омске. А другие города я и так часто посещаю. Совсем недавно вернулся из поездки по маршруту Москва – Казань – Уфа – Екатеринбург. Выражу свое личное мнение. Наилучшее впечатление после столицы произвела Казань. Город готовится к Универсиаде. Там множество строительных площадок. Масса спортивных сооружений. Новое здание аэровокзала. Развернуто большое жилищное строительство с этажностью вплоть до тридцати. Новые развязки, хорошие дороги.
В Казани нет маршруток. И безопасное метро. На входе все пассажиры в обязательном порядке проходят рамки металлоискателей, полицейские досматривают все сумки. Но вот со строительством новых станций не поспевают. Трамваи – похоже, вымирающий вид транспорта, на некоторых маршрутах интервал движения – тридцать-сорок минут.
А в Уфе увидел нерасторопность коммунальщиков при уборке снега. Говорят, выпала месячная норма осадков. И благо, тут же при плюс десяти вся эта масса начала активно таять. Во дворах снег почти не убирают.
– Многие считают Омск депрессивным городом.
– Есть впечатление, что омичи чем-то очень опечалены и расстроены. Во всех городах у людей похожие проблемы. Это и посредственная инфраструктура, в первую очередь, дороги и ЖКХ, и непростой климат, и низкий уровень зарплат. И ощущение, что чиновники бездельничают за наши с вами деньги. Такие настроения не только в Омске. Но судя по городской атмосфере, разговорам, эмоциям на их лицах, в европейской части люди при этом понимают, что жизнь продолжается, и стараются радоваться любому поводу. Общительнее и активнее нас, омичей. Понятно, что статус закрытого города наложил отпечаток, в девяностые жесткая ситуация была в науке и промышленности. Увы, и подготовка к празднованию 300-летия мало что исправит, на эти скромные деньги сделать можно немногое.
Омску по примеру других регионов нужны масштабные соревнования. Почему бы не добиться проведения чемпионатов мира по нашим видам спорта? Хоккею, художественной гимнастике, можно было претендовать и на ЧМ по футболу. А под это выбивать деньги из федерального бюджета. Строить дальше спортивные объекты, дороги, развязки, метро, гостиницы. Обратить внимание на регион туристов. Только такой прорыв изменит ситуацию. И участвовать по максимуму в федеральных программах.
Новые производства нужно открывать, само собой, экологически чистые. Бюджет Татарстана, где целый конгломерат небольших городов с массой производств – 145 миллиардов, почти в три раза больше нашего.
Но несмотря на все проблемы, хочется чаще встречать улыбающихся, разговорчивых, спешащих людей в нашем городе. Ритм жизни у нас низкий.
– На что бы ты потратил миллион… пусть будет евро?
– Сначала близким бы помог, свое производство бы открыл, остальное – на путешествия. Темы еды и путешествий – бесконечные.
Беседовала Ольга Ложникова
Фото Татьяны Шакировой и из архива Евгения Нифанова