«Омск-Информ» провел рейд по магазинам в поисках запрещенных продуктов. И обнаружил не только сыры с плесенью, но и семгу белорусского производства.
Два месяца назад Президент РФ подписал указ «О применении отдельных социальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Этот документ ввел запрет на ввоз продуктов питания из стран, которые ввели санкции в отношении России.
Надо сказать, население достаточно спокойно отнеслось к перспективе остаться без продовольственного импорта. И этому есть довольно простое объяснение.
Импортные продукты, как правило, качественные, а потому дорогие. И уровень жизни большинства россиян не позволяет им замахиваться, скажем, на мраморную говядину, швейцарский маасдам или испанское оливковое масло. При этом, по данным аналитиков, в структуре потребления пищевых продуктов россиян порядка 20–25 процентов приходится на импорт. Доля, как мы понимаем, не критичная, ее в каких-то случаях можно заменить, а в каких-то – просто исключить из рациона. И основная масса наших людей исчезновения этих продуктов из супермаркетов, думаю, и не заметит.
Но заметили. Потому что в глаза бросилось повышение цен. Почему-то на запрет «ножек Буша» отечественный птицепром отреагировал новыми ценами, хотя эмбарго дало птицефабрикам возможность наращивать не цены, а объемы производства и реализации.
Вероятно, запрет на ввоз продуктов питания из ряда стран должен повлечь за собой снижение наполняемости торговых залов в супермаркетах. Примерно на те же 20–25 процентов. Однако этого пока не случилось. И причин тому, на мой взгляд, две. Их подсказал короткий рейд, проведенный нами по магазинам различных сетей. В торговые залы мы отправились не с инспекцией, а с более простой задачей: посмотреть, сколько импорта еще остается на полках магазинов и есть ли хоть какие-то намеки на льющийся из каждого утюга термин «импортозамещение».
Ну, вот супермаркет сети «Магнит», что на Заозерной. Нет, без импортных продуктов представить наши магазины сегодня решительно невозможно. Ходим вдоль полок и смотрим: хрустящие шарики в молочном шоколаде из Голландии, оливковое масло из Греции и Испании, соевый соус из Великобритании, чай из самых разных стран.
А вот и королевские креветки из… Краснодарского края. Кто поставщик – неясно. Как неясен и изготовитель филе горбуши. Откуда горбуша? А вот маринованные огурцы – те из Германии. Как и корнишоны. Или семга норвежская подкопченная. Изготовлена она в компании «Русское море». А из Норвегии рыбка попала в переработку, видимо, еще до эмбарго. Как и сыры гауда из Чехии, маасдам из Финляндии. Продавец на мой вопрос так и пояснила: «Это остатки, потому, наверное, маасдам и подорожал до 508 рублей за килограмм». А еще остался на прилавке сыр с плесенью «Австрия Блю». Он в цене не вырос, что объясняется просто: его и прежде брали мало, он на любителя. Большинство покупателей такой сыр не пробовали, и, если он пропадет, горевать не будут.
Зато продавец показала на другую сторону прилавка.
– А здесь уже сыры российского производства, – говорит она. – Раньше их было гораздо меньше. Здесь сыр из Смоленска, Тулы, Самары. И люди покупают. Говорят, скоро в Омской области маасдам начнут выпускать…
А что? Вот вам конкретный штрих импортозамещения.
В магазине сети «Холидей» на Красном Пути мы видели креветки очищенные, которые упаковали в Москве на Рязанском проспекте. А в качестве импортера значится Республика Беларусь. У кого она креветки импортировала? Ответа нет, но это вполне похоже на то, что белорусы решили заработать на российском эмбарго, поставляя чужой продукт от своего имени. Впрочем, наличие креветок на прилавке для нас, покупателей, больше плюс, чем минус – они есть. А вот «ножек Буша» в продаже теперь нет. Зато есть «ножки» от птицефабрики «Сибирской». Правда, цена смущает – 179,50 за килограмм.
С сырами та же ситуация, что и в «Магните». Маасдам из Польши распродают (480 рублей). При этом озадачил срок его реализации: с 6.10.14 г. по 9.10.14 г. Тут можно только гадать: или залежался, или, наоборот, только поступил. А вот у датских сыров «Кастелло», «Натура» срок реализации истекает только в следующем году. Полежат, значит, еще.
Среди фруктов тоже присутствует импорт. Но если киви из Греции собрали еще в марте 2014-го, то груши «Лесная красавица» из Германии были собраны в августе этого года. 6 августа, напомню, мы ввели эмбарго. Может быть, груши собрали четвертого?
Еще одна торговая точка на Красном Пути – «Наш магазин». Здесь тоже Беларусь выставлена морской державой, ибо отправила в Омск «икру мойвы с копченым лососем» «Санта Бремор» – 180-граммовая баночка за 87,50. А вот на упаковках филе семги и форели значится просто и неясно: «изготовитель – Россия». На мой вопрос менеджер пояснила:
– Все из Мурманска, мы с Мурманском работаем.
Про сыр маасдам я и здесь услышал, что слышал в других магазинах:
– Маасдам распродаем, на базах остался. А остальные сыры – все наши.
Но и «ненашей» продукции на полках хватает: зеленый горошек из Венгрии, Франции, Польши, маринованные опята и каперсы из Испании, консервированные абрикосы из Германии…
Итак, подведем итоги. Пустых полок в торговых залах мы не встретили. Потому, во-первых, что импорт мигом исчезнуть не может, он остается и остается в существенных количествах, поскольку логистика заполнена основательно. А когда опустеют склады, то, скорее всего, тогда опустеют и полки, хотя специалисты в сетях вряд ли допустят пустые полки. Но продуктов точно станет меньше, потому что такие объемы скоро заместить вряд ли получится. Придется обходиться без них.
И вторая причина того, что снижения наполняемости торговых залов не произошло: мы начали импорт замещать. Начали с продукции птицефабрик, продолжили сырами. Что на очереди?
Впрочем, в качестве предположения можно сказать, что весь запрещенный к ввозу ассортимент мы своими силами да в короткий срок вряд ли сумеем заменить. А импорт рано или поздно уйдет. Тогда и выбор продуктов станет меньше.
Но мы же помним: это 20–25 процентов. С такой потерей наш народ справится. Бывало и хуже – справлялись. Вот только бы цены… Ведь именно их рост больнее всего бьет по и без того низкому качеству жизни большинства россиян. И цены заклинаниями чиновников не остановишь…
Сергей Комаровских