Воруют все и всё: представительные граждане – дорогие сыры и колбасы, дети – конфеты и «жвачку», молодежь – пиво и закуску, а старушки предпочитают красную икру.
По данным официальной статистики Федеральной налоговой службы, в прошлом году россияне украли в супермаркетах товаров на сумму более 638 млн рублей. Это на 12 процентов больше, чем в позапрошлом году. В 2014-м эксперты предполагают приблизительно такой же рост, и сумма уворованного может составить 750 млн рублей. Голод толкает на воровство?
Считается, что воровать грешно. Но, как выяснилось, тема воровства в супермаркетах нашими людьми воспринимается не так однозначно. Например, на «Омском форуме» присутствует горячо обсуждаемая страничка с весьма показательным названием «Как правильно воровать в супермаркетах: советы и рекомендации», а на суперпопулярном среди дам форуме Woman.ru и вовсе 99 процентов тему «за воровство» не обсуждают, но практически делятся удачным опытом. Основной посыл – «от этих буржуев не убудет», а знаменем темы стал пост одной «очевидицы», выкупившей старушонку, у которой «копеечек, завернутых в носовой платок» не хватило на кусочек сыра. После героического поступка «очевидица» встретила старушку на выходе из супермаркета, «она стояла и плакала, сжимая в руках маленький кусочек сыра».
Сила изложенной истории невероятна. Потому что каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с такой старушкой. «За что?», – хотелось закричать в бессильном гневе, и на глаза наворачивались слезы.
Однако, на противоположной стороне прилавка другая правда. Администратор супермаркета «Лента»:
– Какой «кусочек сыра»! Какое «молочко»! Бабки красную икру таскают. Откуда-то пронюхали, что банка специальной краской помечена, которая в рамке звенит, открывают прямо у полки, икру в целлофановый мешок, а пустую банку обратно – поглубже.
– Попадаются, так сказать, профессиональные пенсионеры-неплательщики, – шире раскрывает тему подошедший администратор помоложе. – Где-то в одно время – под конец месяца – видимо, пенсия на исходе, появляется у нас дед. Набирает колбасы и пытается прорваться. Но этот бесхитростный какой-то. Ловят, кричит на весь магазин, как в «Место встречи изменить нельзя», мол, граждане, что ж это делается, ветерана войны у вас на глазах вяжут.
Что касается «предпочтений» пожилых людей, то, по информации блюстителей, бабушки в основной массе «специализируются» по сыру, творожным сыркам, сметане – то есть по молочным продуктам. Деды – хоть они и большая редкость, но если «тырят», то дорогую колбасу. Хотя, по словам блюстителей, старики – отнюдь не самый главный расхититель капиталистического добра.
– Воруют все, – говорит первый администратор, – от мала до велика. И дети, и студенты, и беременные, и прилично, дорого одетые граждане. Например, одна беременная гражданка в норковой шубе, что называется, «в пол», пыталась вынести распиханные по карманам пустышки. А вот недавний случай. Хорошо одетая супружеская чета, с ними ребенок – сами знаете, на специальном сиденье в продуктовой тележке возили… Попытались украсть сервелата и сыров тысячи на две. Заводим в комнату, кричат, нет ничего. Пришлось при ребенке, представляете, даже это допустили они – уличить. Упирались до последнего, что нет денег. Мужчина сказал затем, что побежит в ломбард золотое кольцо закладывать, чтобы расплатиться. Вернулся, заплатил, ну очень сомневаюсь, что до этого дошло. Думаю, вышел из магазина, спрятал кольцо и достал из кошелька деньги.
– Трех «несунов» каждый день ловим точно, – поддерживает коллегу второй администратор, – бывает, до 10–15 их число доходит. Для некоторых это уже просто какой-то извращенный «спорт». Две явно небедных девушки покупают деликатесов на 4 тысячи. Честно оплачивают, но на кассе у них обнаруживается припрятанная копеечная тушь для ресниц. «Зачем? – спрашиваю. «Да так, интересно стало, поймаете или нет», – отвечают.
Кассир супермаркета «Аладдин» подтвердила слова администраторов «Ленты».
– Дети, правда, это в основном пришедшие без родителей, – рассказывает девушка, – тащат все что плохо лежит. Жвачку, конфеты, шоколадки, мелкие игрушки. Молодежь, группой, типа для смеха, может попытаться протащить пиво и закуску к нему. Мужики тащат алкоголь, лидером стали бутылки в виде фляжек – их проще спрятать под одеждой. Наркоманы – еду и минералку, а бывает, ничего не тащат, а просто подходят к прилавку и жадно едят.
Упомянула кассир и про примелькавшуюся аборигенам покорную судьбе бабушку, которая стоит у магазина и просит «на хлебушек».
– Нет-нет, – сказала кассир, – она ничего не ворует. Она покупает какой-нибудь нарезки и бутылку водки рублей за 350–400.
Конечно, это не пример нашим старикам, которые честно стараются выживать на свои пенсии в 10–12 тысяч. Но как-то вот и та «старушонка, с завязанными в носовой платочек копеечками» не кажется оправданием для мелкого воровства. Во-первых, у этой старушонки должны быть дети-внуки, которые уж сыром-то ее накормить обязаны. А во-вторых, если уж так получилось, что сволочи эти внуки-дети, – воруй икру: на зоне быть в авторитетах.
Если серьезно, в нашем опять дружественном Китае, насколько известно, нет пенсии по старости. То есть, как воспитал детей, такое на склоне лет и счастье будет. И за воровство, там, кстати, руку отрубают. А вот чего-то про заполонивших Поднебесную одноруких бабушках ничего не слышно.
Владимир Преображенский.