С сегодняшнего дня специалисты Роспотребнадзора могут внепланово проверять омские магазины, рестораны и тех, кто работает с БАДами.
Сегодня, 23 января, Роспотребнадзор вновь получил право проводить внеплановые проверки предприятий по производству и обращению пищевой продукции, включая БАДы, а также предприятий общепита без предварительного их уведомления. Раньше специалисты ведомства были обязаны известить о готовящемся визите минимум за сутки.
Новая норма внесена в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Законодатели решили таким образом бороться с контрафактом, поддельной и некачественной продукцией.
Напомним, что летом 2008 года, будучи на тот момент президентом России, Дмитрий Медведев пустил в народ фразу, навсегда вошедшую в историю, о том, что пора «перестать кошмарить бизнес». А года через полтора, в начале 2010-го, внеплановые проверки со стороны правоохранительных органов и органов власти были прекращены. А плановые проверки стали возможны раз в три года с предварительным уведомлением. Естественно, что кто-то продолжил работать честно, а кто-то понял, что потребителю можно безнаказанно продавать просроченный товар, кормить его самсой с червями и прочее.
Означают ли поправки к закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов», что проверяющие органы снова смогут «кошмарить» бизнес»?
– Нововведение не приведет к ущемлению бизнеса в России, – заявила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. – Никаких злоупотреблений или усиления административной нагрузки не будет. Закон принят в интересах сохранения здоровья и обеспечения безопасности населения.
Мы поинтересовались мнением омских потребителей и защитников их прав по поводу нововведения.
Молодая мама Светлана Демидова:
– Прошлым летом на моих глазах произошел вопиющий случай. Из летнего кафе рядом с моим домом вышла женщина лет сорока и упала на землю, у нее посинело лицо, скорая ехала долго, потом соседи сказали, что, скорее всего, она умерла. Может быть, это совпадение, но уже через неделю кафе закрылось, хотя до конца сезона еще было далеко, кажется, дело было в июле.
Водитель микроавтобуса Сергей Воронов:
– Если владельцы магазинов и точек общепита будут предполагать, что к ним могут прийти внезапно, может быть, наглеть меньше будут? Надоело, честное слово, приходишь в солидный вроде гипермаркет, но только и смотришь, а не просрочен ли товар. Ведь на просрочку можно нарваться в любом магазине, хоть большом, хоть маленьком. А это, между прочим, отнимает время.
Но даже если внимательно смотришь, гарантий никаких, что «тухляк» не купишь. Только за последние пару месяцев: покупал конфеты – снаружи шоколад, внутри грецкий орех, так начинка оказалась с плесенью. Грудинка варено-копченая в пленке, то есть магазинной расфасовки, причем датированной днем покупки, там еще срок хранения до марта, была с душком, сверху аж липкая. А еще курицу гриль покупал явно не первой свежести. И все это в одном и том же супермаркете. Я его для себя вычеркнул, но другие же продолжают туда ходить.
Председатель совета областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Евгений Рабинович:
– Сегодня в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предпринимателей можно проверять раз в три года, но не раньше трех лет с момента открытия предприятия. Список проверок согласовывается с прокуратурой и заранее вывешивается на сайте.
Этими правилами вовсю злоупотребляли многие недобросовестные предприниматели. Особенно опасно работать без проверок, если речь идет о продуктах питания, сфере общепита.
За последние годы в различные общества защиты прав потребителей, в том числе и наше, поступало много жалоб. Люди находят в заводских фасованных товарах посторонние предметы, с просроченными продуктами все мы сталкивались, особенно это опасно летом, а сколько за последние годы всего случилось в летних лагерях, десятки детей в разных регионах страны отравились. Отравления граждан некачественными продуктами заканчивались и летальными исходами.
У омичей очень много претензий к общепиту, на минувших длинных праздниках, когда люди были нетрезвы, их кормили не поймешь чем. Да к тем же барменам, которые намешивают в коктейли не те напитки, которые написаны в меню, очень много претензий.
Поэтому поправки ко второму федеральному закону, по которому работают предприниматели, связанные с продуктами питания, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» считаю своевременными, именно этого мы добивались совместно с Союзом потребителей России. Законы эти, кстати, друг другу не противоречат. Основное право потребителя – это право на безопасность!
А вот что думают по этому поводу омские предприниматели.
Владелица ресторана «Шато» Снежана Гоппе:
– В принципе, мы всегда готовы к проверке Роспотребнадзора. Да и все, кто связан с продуктами питания, всегда должны быть к этому готовы. Главное, чтобы это были именно проверки, а не элемент какого-то давления. Нас все время кто-то проверяет. Вот еще телепрограммой «Ревизор» пугали. Так что мы ко всему привыкли.
Владелец ресторана «Клуб деловых людей» Павел Борисов:
– Я отношусь к этому решению положительно, нашему заведению бояться нечего, а возможность внезапной проверки пусть персонал в дополнительном тонусе поддерживает.
Владелица ресторана SkVer Оксана Кривичкина:
– Мне, как предпринимателю и управляющему, достаточно трудно уследить за изменениями в законодательстве. Они происходят очень часто. Прежде чем начинать проверки, было бы неплохо, если бы Роспотребнадзор провел что-то вроде дня открытых дверей и четко пояснил, какие к нам предъявляются требования.
Мой персонал работает честно, проверок мне бояться нечего, но может быть существуют и какие-то «подводные камни»?
Президент Ассоциации омских кулинаров Светлана Галкина:
– Мы, как ассоциация, озабочены новой нормой законодательства, может быть и излишний контроль со стороны проверяющего органа. Непонятно, кого и как будут проверять. Не хотелось бы, чтобы аврально начали проверять тех, кто годами работает добросовестно. А если киоски с шаурмой проверят и многие наверняка позакрывают, такое можно только приветствовать. Но ведь никто не хочет связываться с полукриминальным бизнесом.
Предприниматели не понимают, чего им ждать, поэтому в начале февраля мы запланировали проведение круглого стола с руководством Роспотребнадзора на тему внеплановых проверок. Обсудим, какие ошибки могут возникнуть при проверках, на какие моменты надо обращать внимание владельцам бизнеса. Сейчас уточняем время и место проведения этого мероприятия.
Подготовила Диана Питерская