Обозреватель РИА «Омск-Информ» подсчитал, насколько кастрюля борща подорожала по сравнению с февралем текущего и апрелем прошлого годов. Картина оказалась неутешительной: за год борщ значительно вырос в цене.
Вместе с нашим общественным консультантом по домоводству Натальей Атучиной мы сварили апрельский борщ. Напомню, впервые «индекс борща» мы ввели в обиход как раз в апреле прошлого года.
Все просто: мы брали цену всех продуктов для борща и считали, сколько реально стоит именно сейчас сварить борщ. И никакая статистика, рассказывающая нам сказки про низкую инфляцию, не могла пойти против «индекса борща». Потому что вот он – борщ, и он стоит столько, сколько стоит.
И вот сегодня мы уже можем оглянуться и сказать, как изменилась наша жизнь за прошедший год. В плане инфляции, разумеется, в плане реального уровня жизни. Напомним еще: весь год каждые два месяца мы варили борщ, приобретая продукты для него в одних и тех же торговых точках и даже у одних и тех же продавцов. Тем самым мы сделали наш эксперимент абсолютно чистым.
Первый борщ мы сварили в апреле 2014 года. Тогда трехлитровая кастрюля борща обошлась нам в 165 рублей. Кстати, это оказалось самой низкой ценой за весь год. И что-то подсказывает, что нынешний апрельский борщ тоже станет самым дешевым в 2015 году. Перспектива все равно не из самых приятных.
Впрочем, это нам еще предстоит увидеть. А вот то, что видно уже сейчас. За прошедший год свекла с 22 рублей за килограмм подорожала до 25-ти, морковь – с 20 рублей выросла до 30 рублей, капуста в апреле-2014 стоила 20 рублей, а капуста-2015 – 40, картофель с 20 рублей скакнул на 24, 70-граммовая баночка томатной пасты увеличилась в цене с 15 рублей до 24-х, а говядина с косточкой стоила в том апреле 190 рублей за килограмм, а в этом стоит 260.
Подорожало все. Потому подорожал и борщ. На ту же трехлитровую кастрюлю мы потратили сейчас 247 рублей. И выходит, что за год наш борщ стал дороже на 82 рубля, или на 50 процентов. А нам про какую инфляцию государство толкует? 8 процентов? 9? 11? А инфляция-то 50 процентов!
Наполовину обесценились деньги в наших кошельках. Кого-нибудь озаботило это? Кто-нибудь предложил отменить антисанкции, введенные нами самими против своего же населения?
Пятьдесят процентов! Еще немного, и борщ будет стоить в два раза дороже. У кого зарплаты выросли хотя бы на 50 процентов (депутатов мы во внимание не берем)? Про пенсии я и не спрашиваю – тут только плакать и поражаться нашим пенсионерам по поводу их непритязательности.
Между тем этот апрельский борщ лишь на 12 рублей дороже борща, который мы варили два месяца назад. С февраля свекла даже подешевела на три рубля, а лук остался в прежней цене. О чем это все свидетельствует? Это свидетельствует о том, что самое существенное пока подорожание пришлось на декабрь – январь. А за скачком последовало затишье, тем более власть погрозила пальчиком сетям и производителям. Результат мы видим в ценовой разнице борща февральского и борща апрельского. Но искусственные сдержки командного характера продержатся недолго. Затем надо ждать нового рывка цен.
К тому же прошлый год уже показал, что борщ (все для борща) дорожает как раз после апреля – в июне и особенно в августе, когда старых запасов уже нет, а новых – еще нет. Кроме того, экономисты прогнозируют всплеск ухудшения экономической ситуации в начале лета. Речь идет в первую очередь о новом скачке цен на продукты.
А в результате? В результате, скорее всего, уже в середине года мы будем констатировать двойное увеличение стоимости борща. Думается, инфляцию нам тогда покажут процентов пятнадцать. А то и меньше.
А борщ, как всегда, получился наваристым и вкусным. Спасибо Наталье Алексеевне.
Сергей Комаровских