В Омском морском собрании продегустировали несколько образцов говяжьей тушенки и нашли ту, что напоминает по вкусу советские консервы.
Кто не знает это всесезонное загородное блюдо – тушенку? И действительно, мясные консервы – непременный запас и для дачников, и для рыбаков, и для походов-поездок. И практически все знают, что купить качественную и вкусную тушенку почти так же не просто, как выиграть в лотерею. Поди угадай, что там в банку натолкано!
Вы уже поняли, что в преддверии летнего сезона мы взялись продегустировать тушеную говядину. И как всегда, пробовали и оценивали продукт в кают-компании Омского морского собрания, с теми, кто не один пуд тушенки съел, поскольку на кораблях и субмаринах флота эти консервы всегда были и в обилии, и в почете.
Но перед дегустацией пришлось поработать мне. Поскольку пробовать мы решили говяжью тушенку, именно за ней я и отправился в наши магазины. Задача оказалась не такой уж и сложной – семь образцов различных производителей приобрел без особого труда. Однако, должен сказать, огромного выбора тушеной говядины в наших супермаркетах нет, в частности, я так и не встретил белорусских консервов. Мы взяли на дегустацию семь образцов. А если бы понадобилось, скажем, вдвое больше, думаю, были бы проблемы.
Но семь-то мы нашли. Среди этих семи, увы, нет омской тушенки. Мы очень добросовестно пытались ее найти в магазинах, но нам это не удалось. Создалось впечатление, что в Омской области просто уже не производят говяжью тушенку. Кто там что говорит про наш развитый сельскохозяйственный край? А ведь были времена, когда мы имели свои качественные консервы.
Впрочем, чего уж теперь? Теперь будем пробовать то, что привезли к нам из других регионов страны. Например, два образца из Калининградской области, но от разных производителей. Вообще, Калининградская область производит много мясных консервов, но большинство из них (по данным интернет-источников) сделаны из субпродуктов и дешевого низкосортного импортного мяса, которое зачастую отправляют в Россию после запрета на продажу его на родине. И это понятно, собственное животноводство успешно загнулось, а импорт, какой-никакой, рядом.
Несколько видов тушенки представляют Курган, главным образом – мясокомбинат «Стандарт». Мы взяли только один их образец. По одному виду у нас еще из Йошкар-Олы, из города Луги Ленинградской области, из Великого Новгорода и Калужской области.
Несколько слов о самой тушенке. Ее вкусовые оценки зависят как от качества мяса, из которого она изготавливается, так и от того, что и в каком количестве добавляется в банку. ГОСТ, между прочим, все это оговаривает. В том числе и главный показатель – доля мяса. Так вот, доля мяса в говяжьей тушенке высшего сорта должна составлять 87 процентов от содержимого банки. А у нас? У нас ни в одной из банок столько мяса нет, у нас даже не врут по этому поводу, а честно сообщают на этикетке, что доля мяса, к тому же объединенного с жиром, составляет (в лучшем случае) 56–58 процентов. А в Йошкар-Оле мяса в банку кладут и того меньше – 46,5 процента. Чего уж говорить о тушенке «ОВА», где мяса вместе с жиром всего 42 процента.
Итак, все семь образцов перед нами. И нам предстоит выбрать в качестве лучшего мясо с бульоном, а не наоборот, жидкий суп с непонятными ингредиентами. Оценивать тушенку на вид и вкус мы решили в холодном виде – это дает более точное представление о том, что на самом деле положили в банку. При этом тушенку мы пробовали вразброс, производителями до поры до времени не интересовались, чтобы сохранить объективность. И, как всегда, условились не миндальничать, называть вещи своими именами и ничьи чувства не щадить.
И последнее, что хочу отметить непосредственно перед самой дегустацией: мы не претендует на абсолютную истину, среди моряков нет экспертов пищевой промышленности, но выводы для себя и для вас мы сделали. При этом следует понимать, что ни рекламой, ни антирекламой мы не занимаемся.
Ну, что, начали мы с образца № 5. (Шепотом и по секрету: тушенка «Богатырская» из Йошкар-Олы с массовой долей мяса и жира в 46,5 процента.) Пробуем. Что? Как вам?
– Это не мясо, – отреагировал Александр Чертов. – Не знаю что, но не мясо.
– Это все же мясо, но вот волокон нет. И с какой части туши это мясо, непонятно, – это мнение нового члена Омского морского собрания старшего мичмана Павла Воробьева, только недавно вернувшегося на родину после службы на АПРК «Омск».
Михаил Плетнев посчитал это мясо невкусным. «Да и процент мяса совсем мал», – сказал он, между прочим не заглядывая на этикетку банки, где значилась цифра 46,5. «Если разогреть, то мяса и не останется», – сказал Валерий Тубальцев.
Едем дальше. Вернее – едим дальше. Образец № 7. (Шепотом и по секрету: говядина тушеная «Елинский» от ООО «БалтРыбТех» из города Гвардейска Калининградской области.) На банке написано «100 процентов мясо». А ниже массовая доля мяса вместе с жиром – 58,5 процента. Так 100 или 58? Ясно, что никак не сто. Сто – это для завлекаловки, и пахнет банальным обманом. Пробуем.
– Вот это уже мясо, это видно, – говорит Анатолий Терехович.
С ним соглашаются и Павел Воробьев, и Михаил Плетнев, который, правда, добавляет: «Вкус мясной, но напоминает свинину».
– Согласен, – подтверждает Воробьев.
Но Михаил Плетнев затем произнес и достаточно обнадеживающую фразу: «Отдаленно напоминает ту тушенку, которая когда-то была в госрезерве». Это, кстати, подтолкнуло Павла Воробьева к воспоминанию о том, как их на подводной лодке кормили тушенкой из оленьих языков. «Баловали», – заключил он.
Тут же вспомнили, что в боевом походе в каждом отсеке подводной лодки хранился аварийный запас еды, состоящий из тушенки, сгущенки и галет. Без этого лодка не выходила в море.
Следующим стал образец № 6. (Шепотом и по секрету: тушенка говяжья, сделанная по ГОСТу на Лужском консервном заводе, что в Ленинградской области. Доля мяса и жира – 56,5 процента). Беремся за вилки.
Терехович удовлетворился: вот тут мясо чувствуется. Воробьев более осторожен: «Это похоже на мясо». Плетнев оценил и вкус говядины и отметил, что жир нормального цвета. Все признали, что и волокнистость мяса присутствует, а это, конечно же, повышает качество консервов. Прозвучало единственное замечание от Воробьева: специй маловато.
Дальше открываем банку под № 1 (Шепотом и по секрету: это говядина тушеная с громким названием «Народное достояние», выпущено это достояние в ООО «Курганский мясокомбинат «Стандарт». Мяса и жира, обещает этикетка, 56 процентов).
Тут все сошлись на том, что внешний вид этой тушенки вполне привлекателен. Анатолий Терехович похвалил вкус и отметил наличие специй. «И желе вкусное», –добавил Михаил Плетнев. Но… Тот же Плетнев обратил внимание:
– Волокон у мяса не видим. А потому тут нет тушенки.
Его поддержал и Павел Воробьев:
– Тут что-то добавлено к мясу. И слишком много желе. Это явно не лучшая тушенка. «А с макаронами она наверняка хорошо пошла бы», – это дал свою оценку Олег Сергеев.
Пока открываем очередную банку, моряки говорят о былом. Анатолий Терехович вспоминает о походе на десантном корабле. Вот когда шли через экватор, ели в основном тушенку с гречкой – самое оптимальное и удобное. И ведь не надоедало. А Павел Воробьев рассказал, как он проставлялся, придя в первый раз на свою подводную лодку:
– Пришел я штурманским электриком. Лодка у пирса стояла. Встречают офицеры, говорят: надо проставляться. Надо так надо. Сбегал, купил два литра шила ( так на флоте называют спирт), принес. Мне говорят, двигаем за закуской. Пошли в провизионную цистерну. Там полчища банок на полках стоят. Я раскрыл сумку. Мой сопровождающий р-р-р-р десяток банок тушенки рукой в сумку сгреб, потом снова р-р-р-р – десяток банок сгущенки туда же. А сгущенку-то зачем? Пойдем, говорят, там узнаешь. И узнал. Спирт они запивали сгущенкой, а уж после этого наваливались на тушенку. И ведь действительно было здорово!
А тем временем готов образец № 2. (Шепотом и по секрету: это тушенка «ОВА Великорусская» от ООО «Балтпроммясо» из Калининграда. Доля мяса и жира на этикетке – 42 процента).
Вот эта банка не удовлетворила никого. И Плетнев, и Терехович, и Сергеев, и Воробьев объявили одно и то же: это не тушенка, а скорее, фарш. Хотя специи, включая лавровый лист, были на месте.
Остались еще два образца. Вот № 4. (Шепотом и по секрету: тушеная говядина «Ермолино» из Калужской области. Доля мяса и жира 58 процентов).
Как только открыли банку, Павел Воробьев отметил: «На вид похожа на тушенку. И тут мясо реальное». «И куски большие», – заметил Валерий Тубальцев. А Михаил Плетнев обратил внимание на ярко выраженную волокнистость мяса. И заключил:
– Вот эта и по виду, и по вкусу напоминает мне советскую натуральную тушенку.
– Это лучшее, – поддержал его и Анатолий Терехович.
И вот последний образец – образец № 3. (Шепотом и по секрету: говядина тушеная, высший сорт, изготовлена, обратите внимание, по ГОСТу в ОАО «Великоновгородский мясной двор»). И что? А вот что: Михаил Плетнев посчитал, что это невкусно, да еще, похоже, на специях сэкономили. Павел Воробьев акцентировал: очень невкусно, а Анатолий Терехович предположил, что эта тушенка неправильно приготовлена.
– Наверняка так, – согласился Воробьев. – Мясо здесь есть, но, скорее всего, технология нарушена.
Так что, этой тушенке «гостовской» наши знатоки поставили не больше тройки.
Вот и делайте выводы. И мы их для себя сделали. Абсолютно лучшей признали тушенку «Ермолинскую». Так что, советуем. А еще советуем тушеную говядину, произведенную в городе Луга Ленинградской области. Вот эти две, пожалуй, и могут напомнить старшему поколению советскую тушенку, а молодежь приобщить к вполне приличному продукту.
Кушайте на здоровье!
Сергей Комаровских