РИА «Омск-Информ» позавтракало с генеральным директором «Vi Омск» Виктором Иссерсом и выяснило, чем горожане отличаются от населения города.
Наша беседа в рубрике «Завтрак с VIPом» состоялась в офисе «Vi Омск» в лофте «Агрегат» на шестом этаже. В «Агрегате» полным ходом идет реконструкция помещения, но это место уже стало притяжением творческих сил Омска. А компания «Vi Омск» во главе с ее генеральным директором Виктором Иссерсом – одним из первых резидентов этого уникального для нашего города творческого пространства.
Виктор Витальевич ИССЕРС
Родился в 1978 году в Глазове.
С 1993-го по 1994 год, будучи одиннадцатиклассником, учился в США по программе обмена.
В 1994 году окончил среднюю школу и поступил на отделение коммерции экономического факультета ОмГУ, впоследствии выделившееся в факультет международного бизнеса (ФМБ).
В 1998 году окончил ФМБ по специальности «Маркетинг» и поступил в аспирантуру на кафедру экономической теории.
В 2000 году заочно окончил юридический факультет ОмГУ по специальности «Государственное и финансовое право».
С 1996-го по 1998 год работал в одном из коммерческих банков.
В том же году перешел специалистом в экономический комитет администрации Омской области.
С 2001 года – специалист отдела поддержки бизнеса в ОАО «Мобильные системы связи».
С 2002 года – начальник отдела по работе с ключевыми клиентами. В августе 2004-го был назначен начальником службы маркетинга и рекламы. С марта 2005 года занимал должность директора по маркетингу.
С мая 2006 года – генеральный директор ТРК «Зодиак» .
С 2009 года – генеральный директор «Vi Омск».
Женат, растит двоих сыновей и дочь.
– Виктор, у вас напряженный график, как вы питаетесь, часто ли посещаете кафе, рестораны?
– Я не делаю из еды культа, люблю простую пищу. Стараюсь питаться регулярно. У меня почти всегда бывает завтрак, обед и ужин. Но иногда обед пропускаю. Обедаю, как правило, в «Шато», уже полгода как переехали в «Агрегат». Важно то, как встречает персонал, но главное, устраивает еда, она вкусная и от нее не устаешь.
А, пожалуй, единственное место в Омске, где на самом деле высокая, авторская, кухня, где можно попробовать что-то необычное, – это гастрономическая студия Bel Gusto. Блюда там готовятся фактически в домашних условиях и очень красиво подаются.
По субботам иногда с детьми после занятий, тренировок заходим в заведения фастфуда, чаще всего это KFC. Куски курицы кажутся натуральными.
– Оцените уровень кафе, ресторанов, кофеен Омска. Сейчас открываются новые форматы.
– Недавно был в Екатеринбурге. По сравнению с Омском – это небо и земля. Екатеринбург оказался гораздо ближе к Москве и Санкт-Петербургу. Обидно, что наши рестораторы очень традиционны, они не хотят экспериментировать. У нас очень все консервативно. Но самое главное, в омских заведениях не умеют создать атмосферу.
– Как думаете, а почему в Омске все так печально?
– Уже лет десять в разных аудиториях я обсуждаю тему наличия креатива в Омске. Может, проблема как раз заключается в нежелании что-то изменять, еще отсутствует вера, что ты можешь что-то сделать по-другому, в принципе. Бизнес в нашем городе очень консервативный. Будет терпеть, но экспериментировать – нет. Хотя есть и противоположные примеры. Один бар-ресторан сначала был «Че Гевара», потом стал «Боб», сейчас это «Кактус». Хозяин пробует, оценивает, как изменения воспринимает публика. Именно так и нужно относиться к бизнесу, если ты не меняешься, ты просто умрешь. Не я это придумал.
У нас мало мест, куда можно пойти с детьми. Единицы заведений делают по выходным детские программы. А зря, получили бы новых гостей.
– Ваши любимые с детства блюда?
– Самые простые. Что-то уходит из обихода в связи с ориентацией на здоровое питание. Я вот люблю жареную картошку с грибами. Но если раньше могли 3–4 раза в неделю позволить себе такое блюдо, то сейчас этого уже не делаем. Люблю пельмени, мясо.
Остался такой флешбэк. У отца были коллеги по работе, физики из Самарканда. Прилетая сюда в командировку, они привозили с собой деревянные ящики, где было все для плова: мясо, рис, специи, зелень. Какой это был плов! У меня осталось ощущение, что ничего подобного я больше никогда не пробовал.
Блины – отдельная история. Моя бабушка великолепно стряпала блины и научила этому моего младшего брата, а ему было тогда лет шесть. До сих пор хранится тетрадка. Рукой брата написано: «Блины на соди». Так и живут в семье эти «блины на соди».
– Умеете сами готовить? Что это за блюда?
– Сам я почти не готовлю, этим занимается супруга и получается у нее превосходно. У меня есть свой «фирменный» рецепт засолки красной рыбы со специями. Но делаю это настолько редко... Сейчас ведем очень напряженный образ жизни, мы ведь многодетная семья (Иссерсы воспитывают троих детей. – Ред.), все чаще покупаем готовые блюда. В городе появились места, где предлагают качественную кулинарию.
– Например?
– У меня три проверенных места: супермаркет «Сытная площадь» в ТЦ «Омский», «Самовар» на Левом берегу и недавно открывшийся рыбный магазинчик «Кето» в городке Водников. В «Кето», например, меня устраивает, что с семи вечера действует 30%-ная скидка на кулинарию, там неплохой выбор салатов с рыбой.
– Где в Омске покупаете качественные продукты?
– Поскольку семья большая, то не обойтись без недельных закупок. В воскресенье заезжаем в «О`КЕЙ», «Метро» или «Магнит».
Там, где мы живем, на Левом берегу, поблизости рынков нет, а в «Казачью слободу», к примеру, за мясом ехать специально далековато. Тем более из рациона практически ушла свинина, отдаем предпочтение птице и рыбе. Радует, что в Омске появилась своя индейка. Качественную отечественную говядину можно купить в том же «Метро». Ну а в течение недели хлеб, молочную продукцию покупаем в магазине у дома.
– По времени мы почти вышли на «финишную юбилейную прямую», и до 300-летия Омска остается чуть больше года, насколько готова к встрече гостей та же HoReCa (сфера индустрии гостеприимства – общественного питания и гостиничного хозяйства. – Ред.), которая окажется «на передовой»? Не ударит в грязь лицом?
– Да это не только сферы HoReCa касается. Очень многое зависит от ценностей, которых придерживаются сотрудники той или иной компании. В Омске могут нормально, вкусно накормить, но очень важно настроение. А если в целом настроения у людей нет, то почему оно должно быть иным у персонала кафе, ресторанов, отелей? Мы просто не успеем за год что-то глобально изменить. По данным 2013 года, 54% омичей считали ситуацию в городе кризисной и глубоко кризисной. В Новосибирске о своем городе так же думали 26% жителей, в Тюмени – 11%. Что получается? Половина омичей считают, что они неудачники и живут в дерьме. Я всегда говорю: не устраивает город – валите отсюда. Зачем мучиться? Уезжайте, ищите более «рыбные места». И если даже я сам планирую смену места жительства, сейчас я живу здесь и стараюсь сделать это место лучше.
Я часто бываю в других городах. Если по каким-то параметрам сравнивать, то да, где-то, может быть, «космос» по сравнению с тем, как живут омичи. А, например, по сравнению с Новосибирском я не вижу какой-то радикальной разницы в чистоте улиц и качестве дорог. Там темп жизни быстрее. Но это же от самих людей зависит. В Омске ситуация постепенно меняется, формируются городские сообщества. Если хочешь меняться, меняй то, что вокруг тебя.
– Не ругай свой дом, говорят умные китайцы, согласно учению фэн-шуй...
– Не так давно уехал из Омска мой товарищ Вадим Андреев, один из авторов фильма «Не пытайся покинуть Омск». Уехал жить в Крым. Посмеялись: если даже он уехал, то все! А если серьезно, каждый вокруг себя создает свой мир. Если человеку элементарно лень взять банку краски и покрасить заборчик около дома, ну тогда «любуйся» облезлым или ржавым ограждением. У моего дома на асфальте большими буквами написано: «Не бросайте окурки». Написано для жильцов, красиво по трафарету, каждый год обновляют эту надпись весной, когда сходит снег. Но это не останавливает людей, все равно бросают с балконов и из окон окурки, баночку им рядом сложно поставить.
– Виктор, есть и такой момент, в Омске многим жить некомфортно, причем часто чисто психологически. Может, истерию, негатив нагнетают СМИ? Или все же областная и городская власти ничего не делают?
– СМИ, безусловно, создают негативный фон, очень мало внимания уделяется позитивным информационным поводам. Если Омск и попадает в федеральные СМИ, то, как правило, с каким-то трешем. У людей нет настроения, потому что в Омске происходит мало событий. А людям очень важно, чтобы события были, они на «картинку» ориентируются.
К примеру, 9 Мая прошел по улицам «Бессмертный полк», никто же никого туда не гнал. Я со своей семьей и семьей брата, с нашими родителями вышли, поучаствовали и получили эмоциональный заряд. Нужны фестивали, какие-то уличные шоу. К примеру, в том же Екатеринбурге идешь по набережной, там и музыканты, и файер-шоу, и художники. А у нас даже места для чего-то подобного нет.
Культуру нужно в любом случае формировать, в том числе через социальную рекламу. Сознание людей во многом формируют массмедиа.
Мне очень нравится история, которую услышал от бывшего завкафедрой маркетинга и рекламы Александра Ивановича Ковалева, о том, как в Лондоне полиция заказала формулировку новой для себя миссии. Старая была: «Мы делаем Лондон безопасным». За большие деньги агентство изменило всего лишь одно слово, и получилось: «Мы делаем Лондон безопасным вместе». Одно, но ключевое слово – «вместе». А как меняется смысл!
Чем горожане отличаются от населения города? Горожанин радеет за свой город, он стремится сделать его лучше. А население сидит и ждет, что кто-то что-то для него сделает, я не имею в виду ремонт дорог.
Омску нужны городские сообщества, у нас их мало, и они не структурированы.
Люди должны не просто для себя вариться, а объединяться. К примеру, почему бы на каком-то фестивале танца не провести выставку марок с тематикой тех же танцев?
– Как можно людей подтолкнуть к объединению?
– Им нужно и онлайн-, и оффлайн-пространство. К примеру, «Агрегат» – это оффлайн-пространство. Для онлайн-пространства важно научиться «упаковывать» свои проекты в доступной и понятной форме.
– Расскажите, как продвигается создание лофта «Агрегат»?
– Есть события, но полноценной структуры еще нет, она в процессе формирования. В конце апреля, например, провели арт-субботник. Раскрасили колодцы, паллеты, деревья посадили. Летом события будут проходить на улице. Для пляжного волейбола привезем песок, будем соревноваться. На четвертом производственном этаже, в зоне «Спорт», открылся сквош.
В концепции «Агрегата», мы его все же считаем не столько лофтом, сколько творческим пространством, пять основных зон. Офис нашего агентства «ВиАй Омск» занимает целиком 6-й этаж пристройки к бывшим заводским цехам. На 5-м этаже находятся офисы креативного агентства, продакшн-студии, SMS-интегратора и др. До конца года еще два этажа должны заселить компании, связанные с медиа и творчеством.
Зона «Спорт» будет в бывших цехах, на 4-м этаже. На третьем этаже будет зона искусств, туда заселятся творческие компании: театральные, танцевальные студии, будет и площадка для небольших мероприятий человек на 500, там же встанет модная кофейня. Очень хочется, чтобы тут возникла зона «Техно» – пространство технологий. Например, в Москве и ряде российских городов есть музеи «Эксперементариум». Там все можно потрогать руками, и пускают детей с 4-х лет. Что-то подобное хотелось бы иметь и в Омске.
– Вот вы «Агрегат» позиционируете не как лофт, а как творческое пространство, в чем разница?
– Творческое пространство – более широкое понятие: и как искусство, и как архитектура и дизайн, тут же технологии и спорт. Хотелось бы, чтобы это место стало центровым и для омичей, и для гостей города. Чтобы тут можно было и работать, и отдыхать.
Например, уже сейчас в результате удачного соседства резидентов «Агрегата» возникает синергетический эффект. Есть компания, разрабатывающая рекламную концепцию, и есть компания, занимающаяся производством роликов. А наше агентство занимается размещением рекламы. Это удобно для заказчика, имеется полный цикл в одном месте.
– Расскажите, как себя чувствует ваша компания «Vi Омск» в кризис. Сильно упал рекламный рынок с начала года?
– Скажу честно, кризис мы не ощутили. За пять месяцев текущего года у нас продажи пусть и незначительно, но выросли. В начале года ощущались проблемы, в первую очередь связанные с потерей координации у бизнеса, люди не понимали, что будет дальше. У ряда наших клиентов были проблемы с поставками, непонимание в ценообразовании. Но это было настолько кратковременно, а сейчас мы нагнали, и уже все хорошо. Безусловно, усилий больше прилагаем и уделяем внимание развитию команды. Мудрые и опытные наши клиенты знают, что увеличение рекламных инвестиций в такой ситуации позволит значительно увеличить долю рынка и, соответственно, на выходе из кризиса оказаться «на коне».
Беседовала Ольга Ложникова
Фото Евгения Кармаева