Обозреватель РИА «Омск-Информ» обследовал московские кафе и рестораны и обнаружил невиданные для омичей форматы: рестораторы бьются за каждого гостя.
Тяжела и непредсказуема жизнь ресторатора в России, даже в стольном граде этот бизнес в группе риска. Девять сотен предприятий общественного питания закрылись с начала года в Москве, остальные ищут свою неповторимую фишку, дабы продержаться на плаву. В рестораны и кафе стали ходить реже, а каждый поход становится четко продуманным мероприятием. Да и правда, с целью пообедать в ресторации приходят в определенные часы: с утра на завтраки, в обеденное время – на бизес-ланчи. Причем среди «ланчующихся» большое число приезжих-командированных, работающие москвичи все чаще прихватывают продзапасы из дома.
Значительное число посетителей во время трапезы решают деловые вопросы, приглашая партнеров по бизнесу на переговоры «в кулинарном формате». Никуда не исчезли и романтические ужины, встречи с друзьями и родственниками. Банкеты по любому поводу постепенно вытесняют из сознания милые посиделки в квартирах. Большой популярностью пользуются детские дни рождения в специализированных кафе или парках развлечений: еда на таких праздниках не главное, главное – антураж и хорошие аниматоры.
В условиях дефицита клиентуры одним из главных орудий в борьбе за кошелек становится экзотика, причем не только экзотика вкуса, но и экзотика места и действия.
Дабы не быть голословной, приведу несколько примеров комплексного подхода к делу «передовиков» среди московских рестораторов.
Сеть семейных кафе и кондитерских «АндерСон» популярна и среди детей, и среди взрослых. Здесь можно заказать праздник по одному из десятка сценариев, организовать праздник в любом месте, воспользовавшись услугами кейтеринга; отправить свое чадо в кулинарную академию, пообщаться со звездными гостями или просто забежать в кондитерскую и взять готовые вкусности к домашнему чаепитию. Есть специальный «АндерСон для пап» и «АндерСон для тинэйджеров», а для желающих запустить сеть в стране имеется возможность работы по франшизе.
Интересна идея ресторана Уильяма Ламберти с открытой кухней для посетителей. Хозяин самолично встречает гостей на своей навороченной кухне, которая стоит посередине ресторана. Все блюда готовятся на глазах у посетителей, мало того, любой желающий может стать участником процесса, а уж если подарит шеф-повару свой фамильный рецепт, получит большое итальянское спасибо. Самые интересные блюда попадут в меню ресторана, причем с указанием автора.
В конце прошлого года открылся ресторан «Поехали!», который в нынешнем сезоне пользуется большой популярностью. Бренд-шеф заведения Елена Чекалова, большой гастрономический знаток, автор кулинарно-страноведческих книг, журнально-газетных материалов и телепередач, а кроме того, высококлассный повар. Елена гордится тем, что рецепты она привезла из разных частей света, адаптировала их к нашим реалиям и готовить все умудряется из российских продуктов. Кстати, большая часть из них выращена на собственной ферме Чекаловой-Парфенова.
Еще один необычный ресторан – «В темноте» – это российский участник международной сети баров-ресторанов Dans le noir? Гости тут едят в полной темноте, обслуживают их незрячие официанты. Такая вот своеобразная попытка привлечь внимание к проблеме незрячих соотечественников. «Темный зал» рассчитан на 50 мест, столик резервируешь заранее и выбираешь меню. Затем официант провожает посетителя в наполненный темнотой и запахами еды зал, заботливо усаживает за столик и приносит заказ. Вот уж где вкус блюда не приукрасишь никакими оригинальными сервировками, оценивается только суть.
Любопытны и «транспортные» рестораны. Если «плавучие» есть во многих городах России и мира, то вагон-ресторан в легендарном трамвае «Аннушка» можно считать продуктом неординарным. Приятно прокатиться по старой Москве и, не отрываясь от разглядывания городских картинок, пообедать.
Успешной оказалась и бизнес-идея ресторана-музея «Бункер-42», расположенного на глубине 65 метров под землей. Бункер много лет являлся секретным объектом КГБ, предназначенным для спасения особо важных госдеятелей от военной угрозы. Нынче тут можно посетить музей холодной войны, а затем пообедать в авторском ресторане. В меню любимые блюда советских вождей разных лет: каре барашка на английский манер любил Берия; филе оленя с вишневым соусом и мятой предпочитал Сталин; а Андропов уважал говяжий язык с соусом из парижских грибов и раковых шеек. Такое вот кулинарное путешествие «назад в закрытый СССР».
Если же говорить про экзотику вкусов, то, на мой взгляд, не избита эфиопская кухня, которую предлагает кафе «Аддис-Абеба». Знатоки признают, что кухня здесь аутентична, а экзотические сорта мяса и приправ везут прямиком из сердца Африки. Надо быть готовым, что никаких столовых приборов вам не подадут. Мясо, овощи берутся кусочком блина-лепешки, на котором они, собственно, и разложены. Самые отважные клиенты пробуют сырое буйволиное мясо, густо приправленное разного сорта перцами, гвоздикой, имбирем и невиданными в наших широтах африканскими специями.
Можно найти экзотику и на многочисленных летних верандах. Например, на веранде ресторана «Тарантино» четыре разноцветных варианта гаспаччо ждут посетителей в местном леднике. Веранды соревнуются между собой в красоте оформления и расположения. В «Черном Тхае» вы попадете на таиландский пляж с пальмами; в еврейско-одесском «Бабеле» окажетесь под стеклянным колпаком на крыше, а с французско-манерных столиков, выставленных у ресторана «Ваниль», будете любоваться красотами Храма Христа Спасителя. Веранды в яхт-клубах и на крышах высоток, в парках и садах, любой каприз за ваши деньги. Скажем прямо, немалые. Кстати, по негласному соглашению метрдотелей московских кафе и ресторанов установлен и желаемый размер чаевых: 5% от суммы счета за среднее обслуживание, 7% за хорошее и 10% за отличное.
Битва за клиента в полном разгаре, как и переменчивое российское лето.
Лариса Ревина