Нина Михайловна Генова сразу предупредила, что «не гурман, и разговоры о хлебе насущном – это не ее». Да мы и не настаивали. Согласились на завтрак в рабочем кабинете декана факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Факультет этот Нина Михайловна лет пятнадцать назад, можно сказать, начала воссоздавать заново - из руин Омского филиала Алтайского института культуры и искусств. Головной вуз в Барнауле в то время сам спасался, как мог. И судьба омского профессорско-преподавательского состава оказалась в подвешенном состоянии. К тому же буквально на глазах рушилось четырехэтажное здание на Красном Пути, которое на время даже обесточивали из-за долгов энергетикам.
Всем этим непростым «наследством» Нина Генова распорядилась блестяще. Удалось сохранить то, что было, и значительно преумножить. Пасовать перед трудностями – не в ее характере, напротив, чем сложнее задача, тем для нее интереснее.
Чего ей это стоило, уточнять не будем, скажем только, что к сегодняшнему дню факультет культуры и искусств ОмГУ имеет 9 кафедр, на которых трудятся 140 преподавателей. Нельзя не сказать, что факультет этот просто уникален. Здесь обучают не только культурологическим специальностям, но также консерваторским и театральным. А с нового учебного года на факультете набирают на обучение будущих театральных критиков.
Нину Генову омичи, конечно же, хорошо помнят и по ее работе в должности председателя комитета по культуре и искусству администрации Омской области, который она возглавляла в течение 13 лет, начиная с 1985 года. Нина Михайловна оказалась одним из самых ярких министров (по факту) культуры. Её даже называли «Фурцева Омского региона».
Нина Михайловна Генова – декан факультета культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, профессор, кандидат философских наук, доктор культурологии, член-корреспондент Российской академии менеджмента в культуре и образовании, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель культуры Омской области, член Союза театральных деятелей России.
Нас ждал стол с фруктами, чаем и пирогами из университетской столовой.
- Нина Михайловна, выглядите великолепно, как всегда в отличной форме. Наверняка могли бы надеть то, в чем в юности ходили?!
- Иногда достаю какой-нибудь давно забытый наряд – все говорят, что новый (смеется). Никаких диет не соблюдаю. Некогда считать калории. Живу в напряженном ритме. За любую работу берешься, и впрягаешься, не зависимо от должности. Наверное, это и позволяет держаться в форме.
- Из чего состоит ваш завтрак?
- Из чашки чая или кофе и какой-нибудь выпечки. Это может быть печенье или пирог. С утра много есть не могу. Да и мозги лучше работают на полуголодный желудок.
Обедаю на ходу. Полноценного перерыва не бывает. Использую возможности университетской столовой. Быстренько покушал и дальше бежишь. Рабочий день не нормированный, бывает, начинается в 8 утра и продолжается до 8 вечера.
Так что ужинаю поздно, хотя знаю, что это неправильно.
Факультет у нас необычный. Помимо лекций и занятий, есть еще концерты, встречи, презентации, выставки. Я по совместительству заведую двумя кафедрами, одну из которых – «Театрального искусства и актерского мастерства», - мы создали всего год назад. Специальность такая оказалась востребованной. Готовим актеров кино, драматического и музыкального театров. Есть бакалавриат «Театральное искусство». Недавно наши дипломы получили несколько актеров Северного драматического театра (г. Тара). Они обучались заочно.
На актерском учатся и на дневном отделении. Все выпускники востребованы. В прошлом году четверо приняты в Омский академический театр драмы, двое – в ТЮЗ.
Главный режиссёр Омского государственного академического театра драмы Георгий Цхвирава хочет набрать целый курс, который через 4 года вольется в его труппу.
- Нина Михайловна, в голодные 90-е годы в Омске появилось сразу несколько новых профессиональных театров. Город стали называть театральной столицей Сибири. Произошло это при вашем активном участии и поддержке экс-губернатора Леонида Полежаева. Уверены, что все театры сохранятся, и ваши выпускники-актеры не останутся без работы при новом правительстве?
- По поводу деятельности нынешнего руководства областью идет очень скудная информация. Непонятно, почему так происходит. Жители должны знать, чем занимается правительство. Недавно я присутствовала на форуме, где рассматривались образовательные модели. Там же выступали представители компании Strategy Partners Group, которая прошлым летом взялась за разработку стратегии развития нашего региона. Этим людям пришлось выдержать весьма неприятные минуты. Они показали несколько поверхностное знание ситуации в Омской области: выстроили такие приоритеты развития, о которых давно всем известно. Да что там, которые уже пройдены. Это даже не смешно, потому что может стать нормой. Хотелось бы уберечь от этого руководство региона.
Неправильно, когда отрицается все, что было до нас, воспринимается как негатив. А если пришел, принял то, что наработано, и на этой основе сделал лучше, вот это нормально. Преемственность должна соблюдаться. В этом случае и с театрами, и с культурой в целом все будет хорошо.
- Из-за чего особо душа болит?
- Истончается слой профессиональных людей в сфере культуры и искусства. Специалисты стареют, а молодёжь не подготовили. Случился разрыв поколений, преемственности нет. И это мало кого беспокоит как на уровне региона, так и на уровне федерации. Работает принцип: «дитя не плачет - мать не разумеет».
Вот недавно получили контрольные цифры приема на 2013 год, вдвое сокращено количество бюджетных мест. Это касается музыкантов, хореографов, актеров. Мы же, на региональном уровне, должны отстаивать свои интересы. Получается, «что дали, то и кушай»?
А надо биться. Недавно об этом говорили с министром культуры Виктором Лапухиным. Он поддерживает будущее Омской области – оно нас волновать должно, и надо за него бороться. Тенденция самосохранения по принципу «как бы чего не вышло» исходит от недостаточного профессионализма, на мой взгляд.
- С высшим образованием в Омске тоже все не очень хорошо?
- Федеральные университеты в стране уже сформированы. Поскольку в Омске вузы не захотели объединяться, в Сибири нас обошел Красноярск. Вторая группа вузов – научно-исследовательских, также сформирована.
Что делать с оставшимися вузами? Провести аккредитацию и половину закрыть? Индекс региональных присвоить? А какая это будет организационно-правовая форма, какое финансирование? Слишком много вопросов. Но если нам набор будут уменьшать каждый год, то изойдем постепенно на «нет». И никому даже не придется брать на себя ответственность за закрытие вузов.
С другой стороны, все региональное начинает занимать ведущее место. Регионализация в приоритете. Федеральному центру нужно страну вывести на уровень развитой рыночной экономики, а регион должен свои интересы соблюдать.
Когда в Омск приезжал министр культуры РФ Владимир Мединский, я, конечно, сказала, что необходимо поддерживать региональную культуру. Он ничего конкретного не пообещал. Правда, шла речь о федеральном финансировании культурного центра в Калачинске, «Птичьей гавани», театра «Галерка». Спасибо, конечно, но этого мало.
- Мединский недавно приезжал на кинофестиваль «Движение». Раньше у нас ничего подобного не проводилось. Еще одна громкая затея - «Утренняя звезда Омска»…
- Кинофестиваль «Движение» не назовешь массовым мероприятием. Информации о нем мало. Каковы итоги, что дальше? А еще на фестивалях подобного рода должны быть какие-то фильтры. Например, в кинотеатре «Маяковский» в рамках «Движения» прошел показ фильма, снятого на мобильные телефоны. Так там сплошь ненормативная лексика. Не думаю, что нужно поддерживать абсолютно все, тем более, если средства из бюджета задействованы.
Что касается конкурса «Утренняя звезда в Омске», ничего плохого не вижу, главное, чтобы жюри работало объективно. Это форма выявления и поддержки талантливой молодежи, чем в регионе занимались всегда.
- А как вам молодежь нынешняя?
- К молодым предъявляются повышенные требования, но, я думаю, что мы перед ними во многом виноваты. Потому что внимания не уделяем должного. От воспитания отказались в школе, и тем более в вузе. Сегодня мы занимаемся «компетентностным подходом в образовании», а должны бы формировать культурный и образовательный уровни.
Мне кажется, надо в корне изменить свое отношение к воспитанию. Не говорить: «сами пусть выбирают…» Молодые люди не всегда понимают, где плохо, где хорошо. Думаю, что с новых позиций надо рассматривать семейные ценности. И с воспитанием в школе, и в вузе что-то решать.
Новое поколение подрастает с развитым интеллектом, где-то нас превосходящим. Они информационными технологиями прекрасно владеют. Появилось чувство ответственности, чего еще лет пять назад не наблюдалось. Социальная активность стала выше. Начали по-иному относиться к себе, к своей принадлежности к родине.
Когда мы обсуждаем со студентами культурную политику Омской области, они очень интересные предложения высказывают, подмечают многое, что не мешало бы услышатьчиновникам от культуры.
- В вашу бытность «чиновника от культуры» много чего построили, и театры, и музеи, и дома культуры, и библиотеку имени Пушкина с вашим участием заканчивали. Сейчас, создается впечатление, что пошел обратный процесс. В Омске, например, районные библиотеки закрывают…
- Я разговаривала на эту тему с Шалаком (Владимир, директор департамента культуры администрации Омска - ред.). Он сводит проблему к тому, что библиотеки не соответствуют по техническому состоянию. Город не ставит цель закрыть эти учреждения. Но то, что библиотекам необходимо переходить на новые информационные технологии, с этим не поспоришь.
- Вы поддерживаете отношения с Леонидом Константиновичем Полежаевым?
- Я была у него в гостях в офисе Фонда «Культурное наследие». Это очень перспективная организация. Есть хорошие задумки к 300-летию Омска. Деятельность Фонда направлена на развитие культуры Омского Прииртышья. Сегодня важно, что Фонд собирает очень много информации о деятелях культуры региона. Не только за советский период, а в целом, с начала основания города. Если такая благородная задача будет выполнена, то это станет большим вкладом в изучение истории Омска.
- Любопытно, что выйдя в отставку, Леонид Константинович сделал упор именно на историю культуры.
- А вы знаете, это, на мой взгляд, государственный подход. Он продолжает то, чем занимался, будучи губернатором. Культура - самая эмоционально отвечающая сфера, она не замкнутая. И она связана с жизнедеятельностью человека.
Если экономикой бизнес должен заниматься, что остается государству? Правопорядок и культура.
- К слову о государственном подходе. Когда вас «Фурцевой Омского региона» называли, как вы на это реагировали?
- Ну, это не шутка. Прочитала книгу о Фурцевой из серии «ЖЗЛ». Согласна, что в чем-то сходство есть. Хотя одна моя подруга отозвалась с юмором: «Ну, правильно, у вас прически одинаковые».
Наши судьбы немножко сходятся. Я, как и Екатерина Алексеевна, в культуру с партийной работы пришла. И даже перипетии личной жизни где-то похожие. А уж интриги аппаратные – как это мне знакомо!
В культуре невозможен формальный подход. Может быть, у нас с Фурцевой общее – это обостренность восприятия этой сферы. Может, и в характерах есть что-то похожее. Но я совсем не претендую. Я считаю ее очень мощным организатором, сильной выдающейся личностью.
- Нина Михайловна, вам приходилось сидеть за одним столом с разными выдающимися личностями. Что запомнилось ярче всего?
- Встреч было настолько много, что об этом можно написать отдельную книгу.
Поразил своей удивительной мягкостью Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он излучал удивительную доброту, рядом с ним не чувствовалось скованности, он создавал домашнюю спокойную обстановку.
Обедали с Мстиславом Ростроповичем - интеллигент, с которым забывалось об этикете, просто было общение с благожелательным и внимательным человеком.
А вот Алла Пугачева настолько демонстрирует свою экстравагантность с одной стороны, простоту с другой стороны, что ты начинаешь себя неловко чувствовать. Могла сказать: «Да че это такое, вот я готовлю салат…» Подобная манера непредсказуемости несколько шокировала.
Борис Николаевич Ельцин с визитом в Омске был с супругой. Он пропускал рюмочку с утра, и не стеснялся этого нисколько. Вел себя очень просто, много рассказывал.
По поводу истории вхождения в «Белый дом» иронизировал. Когда он и команда работали в Архангельском, начался августовский путч. Ждали, что их арестуют. Ждали-ждали, потом сели в машину и поехали в Москву, никто не остановил. Так и вошли в «Белый дом». Люди возводили баррикады. Вспоминал, что речь на баррикадах говорил, держа перед собой… чистый лист бумаги. Был очень интересным собеседник, анекдоты смешные рассказывал.
Конечно же, главное впечатление - от общения, о чем можно написать. А что было на столе, и не вспомнишь.
- Книга про встречи за столом – отличная идея. Тем более что дорожка проторена, в прошлом году к вашему юбилею вышла книга о вас «И дышит звездами душа…»
- Ее написала журналист Алла Ладан. В книгу вошли те факты, которые удалось подкрепить документами. Главное достоинство издания: никто не скажет, что это вымысел. Важно, что Алла Ивановна людей показала, которые меня окружали. В каждом деле есть единомышленники, без которых ничего бы не получилось.
- Вам ведь удалось мир повидать, ну и соответственно о кухнях разных стран имеете представление.
- Любовь к рыбе у меня с детства, когда отец во время сенокоса ловил ее в Оби, и варилась вкуснейшая уха. Поездки в Италию только укрепили это предпочтение. Я давно дружу с Борисом Семеновичем Рубашкиным. Сам он живет в Австрии, почетный гражданин Зальцбурга. До недавнего времени владел апартаментами на берегу Адриатического моря под Венецией. И там можно было отдыхать. В апартаментах – кухня, готовь, что хочешь. Выходишь утром на прибрежный базарчик, покупаешь свежевыловленную рыбу, морепродукты, и тут же готовишь. Конечно, это ни с чем не сравнить.
Мне очень нравится итальянская кухня в целом. Люблю пасту. Ее с различными соусами в любом ресторанчике можно заказать. Итальянцы и сами дома очень хорошо готовят, причем, часто этим с удовольствием занимаются мужчины.
Стран зарубежных посетила достаточно. В основном - по роду службы, меньше как турист. Так что о разных кухнях удалось составить впечатление. В Китае далеко не все устраивало. А вот рыба с медом понравилась. В США не очень здоровая пища.
В Швейцарии запомнились сыры знаменитые, фондю. В Германии колбаски необыкновенные жарят.
- Наша рубрика «Завтрак с VIP-ом» требует от собеседника раскрыть секрет хотя бы одного фирменного блюда!
- Щуку в сметане делаю так. Почистить целую рыбу, натереть перчиком, поставить в духовку на 10 минут, чтобы она подрумянилась, затем выложить сверху полкило сметаны, добавить мускатный орех и другие ваши любимые специи. Подержать в духовке минут 40 при температуре 180 градусов. Блюдо готовится быстро, у него нет специфического запаха, оно недорогое. И что немаловажно, это блюдо из русской кухни.
Я перед нашей с вами встречей думала, отчего русской кухне мало уделяется внимания? Ведь, столько передач на телевидении про еду. Но ведь ни одной – про русскую кухню. И это обидно.
К примеру, у нашего факультета налажены отношения с Италией. Мы там проводим фестиваль русской культуры, ежегодно наши студенты и преподаватели ездят в г. Тренто. Итальянцы тоже приезжают в Омск. У нас выступал хор «SAT», в котором 38 человек. Чем их удивить в плане кулинарии?
А когда приезжал проводить мастер-класс для наших преподавателей профессор консерватории из Вероны Витторио Брешиани, то просил сводить его в ресторан русской кухни. И поставил нас этим в тупик. У нас какая угодно национальная кухня, кроме своей собственной, правда, есть еще "Луговская слобода".
А ведь существуют чисто наши продукты. Недаром русские, живущие за границей, ностальгируя, просят привезти им черный хлеб, «Докторскую колбасу», гречку и еще ряд продуктов, которых нигде больше не купишь.
Есть чисто русские кисели, компоты, блины, уникальные рецепты мучных блюд, супов, каш жаркого. Почему рестораторы все это игнорируют, непонятно.
Беседовала Ольга Ложникова,
Фото Николая Кривича.